Латинское название фильма - Lectio Equaria Palaestra. L.E.P., или «Манежное лошадиное чтение», - методика обучения лошади грамоте. В фильме Александра Невзорова рассказывается, как в XVII веке во Франции человек по фамилии Арнольфини научил лошадей складывать из табличек-литер фразы на латыни. Теперь, в XXI веке, Невзоров на примере своих лошадей доказывает, что «Манежное лошадиное чтение» - это не легенда.
Методика, с помощью которой Невзоров научил Каоке читать и о которой не говорится в фильме, взята из средневековых работ. Правда, в средние века объяснение этому невероятному факту искали в мистике. Сегодня в XXI веке Невзоров выяснил, что секрет заключается в нейроанатомии: сопоставимости строения головного мозга, его возможностей. Он использовал труды американских и французских нейроанатомов, а также работы советского нейропсихолога Александра Романовича Лурии - основателя Лаборатории нейропсихологии при Московском университете.
Саму методику, которую не показали в фильме "L.E.P", Невзоров выносить за пределы школы не собирался и не будет.
Александр Гордон
- Нет ли у вас опасения, что "ради науки" может пострадать огромное количество животных, чей мозг захотят исследовать?
Александр Невзоров
- Такая опасность есть. При всем моем цинизме и равнодушии не обращать на это внимания я не могу. Но любые анатомические изыскания - ничто без той методики, которую я никому не дам. Когда-то отголоски ее проникали в цирк...
В фильме нет материала из которого было бы видно, как лошадь обучают чтению, но есть факт того, что лошадь умеет читать. Простому обывателю остаётся выбрать между доверием и недоверием в то, что лошадь способна в той или иной степени научиться читать.
Между историей в фильме шли кадры экзаменции коня Каоке на чтение. Невзоров показывал Коню картинку, а тот должен был написать то, что от него требовалось, выбирая таблички с нужными буквами. Каоке справлялся с поставленной перед ним задачей, но...
Мне показалось подозрительным поведение Каоке при его ответах на вопросы. Подозрительным показалось то, что коню были предложены не все буквы латинского алфавита, а лишь часть, из которых состояло слово.
Каким образом Каоке мог передать свою мысль, если бы его мысль содержала слово из тех букв, которых не было на табличках?Каоке определял эмоции, общую ситуацию на картинке, отдельные объекты на картинке и происходящее на ней.
Что это - простая отчеканенная реакция или осознанный ответ лошади?От фильма ожидал увидеть методику или часть методики с помощью которой Невзоров обучил лошадь чтению. Поэтому фильм моих надежд не оправдал.