Пропустить

История лошади - в казанском Эрмитаже

Музеи и выставки имеющие постоянную экспозицию

История лошади - в казанском Эрмитаже

Сообщение Forlap » 09 фев 2007, 16:04

В Центре «Эрмитаж - Казань» в столице Татарстана 26 января (в 16 часов) открывается выставка «Полцарства за коня» - из собрания Санкт-Петербургского государственного Эрмитажа.

В новой экспозиции Эрмитажа в Казани - 653 произведения искусства: живописные полотна, листы графики, скульптура, оружие, костюм, предметы конской «амуниции», в том числе украшения, а также муляжи лошадей, сообщила Intertat.ru пресс-секретарь Центра «Эрмитаж - Казань» Лилия Серикова.

По данным заведующей Центром «Эрмитаж - Казань» Ольги Пиульской, в торжественном открытии выставки примет участие директор Санкт-Петербургского государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Накануне, 25 января, в 11 часов, Михаил Пиотровский прочитает лекцию «Лошадь в мусульманском искусстве» - в лекционном зале Эрмитажного центра в Казани.

Кроме того, директор крупнейшего музея мира, предположительно, посетит Раифский монастырь (утром 26 января) - для вручения юным воспитанникам монастыря некоторых книжных изданий Эрмитажа и DVD-пакета адресованных школьникам обучающих программ по истории искусства на основе коллекций Эрмитажа. 25 января, в 15 часов, обучающие программы Эрмитажа (DVD-альбомы с десятью мультимедийными программами, включающими игры, по истории искусства и истории Государственного Эрмитажа) получат также 40 казанских школ и лицеев, работающих с Эрмитажным центром, сообщила Ольга Пиульская.

За час до открытия выставки - в 15 часов 26 января - пресс-конференция в Эрмитажном центре с участием Михаила Пиотровского, на которой, предположительно, отметят журналистов, освещающих деятельность Государственного Эрмитажа в Казани…

«Конь занимает важнейшее место в мировой культуре. Без коня невозможно представить себе развитие евразийской цивилизации. Его, несомненно, можно отнести к вечным ценностям, ибо он давно превратился в образ, в некий символ.

Конь может рассматриваться как культурное достояние, поскольку многообразие типов и пород лошадей, существующих в мире, соответствует различным климатическим условиям и назначению коня в конкретных условиях и приспособлено к среде обитания и характеру использования.

Эта выставка, посвященная теме коня, впервые демонстрирует в музейных экспонатах не только историю служения лошади человеку, но представляет взгляд на историю цивилизации через призму «конской темы». Даже эволюция амуниции демонстрирует развитие материальной культуры и производства, военного дела и идеологических концепций.

Только такие великие музеи, как Эрмитаж, коллекции которого отражают практически всю материальную и духовную культуру с древнейших времен до наших дней, имеют возможность показать выставку, охватывающую столь обширный и разнообразный материал, относящийся к разным эпохам, и раскрыть предложенную тему, демонстрируя явление в его историческом развитии.

Верховая лошадь со всем ее снаряжением - это своего рода образ эпохи и страны. Сбруя - предмет материальной культуры, а значит, показывает уровень развития технологии и вкусы общества. Тип лошади отражает потребности в определенной спецификации в ее использовании, то есть выявляет род занятий и образ жизни людей, а отношение к коню и его место в иерархии ценностей в известной мере характеризуют духовную культуру.

Образ коня вплетается в мифы и сказочные сюжеты, он занимает важнейшее место в эпосе разных народов, в религиозных верованиях и священных ритуалах. С конем связано богатейшее духовное наследие, создававшееся тысячелетиями в разной этнической, культурней и природной среде.

Выделяются две главные функции лошади в мировой культуре - функция ездового животного и функция культово-ритуальная. Культ коня существовал у всех индоевропейских народов. Он относятся к глубокой древности. Коню поклонялись как божеству, и коня приносили в жертву. Связь коня с солярными верованиями несомненна, его образ ассоциируется с солнечным божеством.

Культ коня лежит в основе создания различных оберегов с изображениями коня - от коньков на крыше до ювелирных украшений. Поясные пряжки и ожерелья, украшенные головками или фигурками лошадей, имели апотропеическую, охранительную функцию.

В мифо-ритуальном контексте конь выступает также как медиатор, то есть посредник, связующее звено между разными мирами. В каком-то смысле эта роль принадлежит коню и в культурно-историческом аспекте.

Сменяли друг друга культуры, изменялись политические системы и языки общения. А конь всегда оставался рядом с человеком. Люди использовали лошадей в своих кровопролитных войнах - и они сражались и погибали, как воины. Конь был жертвой, служил даром и трофеем, нес на себе победителей и властелинов, веками тащил по борозде плуг и перевозил все и всех... Огромный мир, разделенный разными языками и религиями, враждой и крепостными стенами, был покорен лошадьми, ибо любовь к ним не имеет границ», - сообщила Intertat.ru главный специалист Центра «Эрмитаж - Казань» Галина Ильина.

В Центре «Эрмитаж - Казань» завершается отправка экспонатов предыдущей экспозиции - «Вышивка Западной Европы ХVI - начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа. Интерьер и костюм» - в Санкт-Петербург (по данным Ольги Пиульской, выставку вышивки в Казани посетили 37 тысяч человек).

Залы Эрмитажного центра в Казанском кремле получат новый облик: стены экспозиционных залов окрашиваются в различные цвета - зеленый, терракотовый, золотистый, синий, красный. По данным Ольги Пиульской, так принято в крупных музеях - для каждой экспозиции обновлять интерьер (косметический ремонт в данном случае обошелся заповеднику «Казанский Кремль», в состав которого входит Центр «Эрмитаж - Казань», всего в 50 тысяч рублей). В цветных залах экспонаты новой выставки будут объединены эпохой - «Варварский мир», «Античность», «Средние века», «Россия» и так далее - от первого тысячелетия до Р.Х. до наших дней, уточнила пресс-служба Эрмитажного центра. Вне сомнения, экспонаты Санкт-Петербургского Эрмитажа представляют собой не только историческую, но и художественную ценность.

Напомним, новая экспозиция - третий выставочный проект Санкт-Петербургского Эрмитажа в казанском филиале, с открытия Центра «Эрмитаж - Казань» в августе 2005 года по май 2006-го в залах кремлевского музейного комплекса демонстрировались сокровища Золотой Орды, с середины июня 2006-го по 9 января наступившего года - «Вышивка Западной Европы ХVI - начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа. Интерьер и костюм». В прошлые годы Государственный Эрмитаж устраивал несколько выставок в Музее изобразительных искусств РТ и в Национальном музее РТ (в основном - из наследия Золотой Орды). Все выставки петербургского музея в столице Татарстана и создание Эрмитажного центра в Казани проходили под патронажем Президента РТ Минтимера Шаймиева, к слову, награжденного ЮНЕСКО за большой вклад в сохранение культурно-исторических ценностей Серебряной медалью имени Авиценны (2001).
Сергей Саввин, фото автора и Государственного Эрмитажа (предоставлены Центром "Эрмитаж - Казань")
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Forlap
Assistant forum Admin
Assistant forum Admin
 
Сообщения: 1337
Зарегистрирован: 09 мар 2004, 19:16
Откуда: Москва

хотела посмотреть, а картинки не показывают!

Сообщение S/P » 30 мар 2007, 10:43

:gallery только добралась до темы,
хотела посмотреть, а картинки не показывают!

Изображение :pitom

Аватара пользователя
S/P
Мустанг
Мустанг
 
Сообщения: 627
Зарегистрирован: 01 авг 2006, 21:09
Откуда: Москва, Россия


Вернуться в Музеи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron