Пропустить

О джигитовке и вольтижировке

Все что связанно с верховой ездой, методики, статьи и рекомендации.

О джигитовке и вольтижировке

Сообщение Валера Шабля » 20 май 2006, 20:32

О джигитовке и вольтижировке


Лава Русских казаков отрезала путь к отступлению.
Джигиты начали стрельбу по отряду Русских.
Но тут, коса нашла на камень.
Казаки, великолепные всадники, услышав выстрелы,
исчезли под брюхами лошадей,
словно по мановению волшебного жезла.
Стволы их винтовок направились в сторону бандитов.
Меткий залп вынудил джигитов бросится в рассыпную.
Они подобрали мёртвое тело своего главаря и бежали.
А. Шклярский «В поисках снежного человека»

Изображение

Какую либо более-менее правдоподобную информацию о джигитовке в нашей стране найти достаточно трудно. То что написано в справочниках и толстых энциклопедиях зачастую является единой краткой мыслью списываемой раз за разом. В России – стране основательнице джигитовки это направление большой популярностью не пользуется, несправедливо оболгано и окутано плеядой всяческих личных, невежественных умозаключительных выводов.

История возникновения
Джигитовка зародилась, выросла и просуществовала в природных кавалериях степных народов как вполне естественный вид верховой езды, подготовки лошади и верхового. Выезженность лошади умение действовать верхом так же комфортно как на земле, дополнительные возможности одного перед группой соперников это тот перечень, в котором джигитовка продержалась в кавалерии до середины XX века и продолжает жить в других схожих направлениях сейчас.
Ещё Ксенофонт описывал некоторые составляющие джигитовки: умение лошади присесть для быстрой посадки в седло, другие быстрые посадки в седло, нестандартное поведение верхового и лошади во время схватки. Наиболее известное упоминание о уже сложившейся джигитовке известно из истории Рима. По свидетельству Диона Кассия во II-м веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану нестандартную езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день.
«Цивилизованная» Европа очень мало видела и знала джигитовку. Единственным источником для этого были племена кочевников, которых часто принимали за мифических существ – кентавров, человеко-лошадей. Отсутствие тяжёлых сковывающих доспехов, естественное содержание лошадей и легкость езды дали джигитовке то развитие которое она никогда бы не получила в закованной в тяжёлую сталь рыцарской Европе.

Изображение

Движения
Кажется, Невзоров обрисовывал приблизительный психологический портрет составителей книг по истории кавалерии - отъевшихся профессоров с пенсне на носах. В жизни не сидев верхом они после своей первой просьбы приходят к умственным заключениям, что только благодаря седлу стало возможна верховая езда и её составляющие. Эти то профессора и являются теми, кто собственным мышлением приходит к выводам и историческим экскурсам в появлении того или иного движения в джигитовке. В большинстве своём они сходятся во мнении, что сперва было изобретено специализированное седло и уж за тем как по заказу движения.
Многократные выступления современных конных каскадёров и цирковых наездников на «голых» лошадях доказывают о несостоятельности «выводов» профессоров. Движения джигитовки можно проделывать даже на «неспециализированных» спортивных сёдлах. Другое дело, что с ними после этого случится.
Первыми движениями направления впоследствии названного джигитовка, несомненно, была та же быстрая посадка в седло – заскок. Затем преобразовавшийся в современную темповку – соскок, заскок, перескок. Для «расширенного» визуального наблюдения – езда стоя. Поскольку небольшой рост был характерен для степных лошадей, это же движение помогало в работе с пикой коей нельзя с успехом действовать, находясь намного ниже соперника. Позже, для того чтобы с успехом противостоять сопернику на крупной лошади, не вставая, пику удлинили.
Первичный перечень можно ещё пополнить ездой задом наперёд - для стрельбы по догоняющим, поднятия с земли предметов и обманных вводящих в заблуждение движений, таких как, например «обрыв» - имитация смерти.
Другие составляющие движений джигитовки уже напрямую были связаны с лошадьми. Способность лошади лечь по первой просьбе, посадка лошади, повал на галопе, вариации песад, отбивы ногами, работа верхом холодным оружием, работа от корпуса (без повода), работы в руках, езде без амуниции, координации движений лошади и верхового в сложнейших пирамидах и прыжках через препятствия, стоя на двух и более лошадях.
Строевой устав кавалерийской службы 1899 года в качестве примера защиты кавалерии наставляет способ обороны по линии или кругу за поваленными лошадьми. Многие зарубежные военные были шокированы такими способами верховой езды думая, что лошади мертвы. Удивление возрастало ещё и с тем что «мёртвые» в нужный момент оживали и лавой начинали атаку. Другие наставлений приводят пример преодоления водных преград стоя на лошади. Езда, стоя отлично практиковалась и в боевых условиях вспомнить хотя бы знаменитую массовую «Дикую атаку» стоя, на опешивших австрийских солдат во время Великой Войны называемой в то время Отечественной.

Изображение
Изображение

Цирк
С первой половины XIX века Русская джигитовка отдельными фрагментами начинает демонстрироваться в цирке. Там она, обогатилась зрелищными элементами в виде различных переворотов и всех составляющих к этому – различных ручек, развязок и петель помогающим держатся за лошадь и не упасть. Первые номера джигитовки исполнялись наездниками-солистами, затем небольшими труппами. С 20-х годов XX века в Красной России и Европе появились уже целые коллективы конных театров. За границей участниками выступали русские белоэмигранты. В конечном итоге это западное направление пошло своим путём развития, воссоздав как сам американский стиль верховой езды western, так и обогатив его новыми направлениями ныне известными как natural horsemanship, reining и др.

Вольтижировка
Своему созданию вольтижировка целиком и полностью обязана цирку. Европейский зритель был настолько потрясён цирковой джигитовкой, что решил перенять ее, правда, уже по своим правилам. Лошадь «переломанную» и завязанную где только можно пускали как в цирке по кругу, для надёжности крепя её к корде. Таким образом, вольтиж сразу вышел из разряда конного действия, превратившись в один из видов гимнастики. Впоследствии ошибочно принимаемую за конную дисциплину.
Вольтижировка «демонстрируется» на спец седле под названием «гурт» имеющего ручки. В 1920 году вольтижировку, наверное, по ошибке включили даже в Олимпийские игры, но больше ошибок не было.
Пришедшее в Россию из запада слово «вольтижировка» первоначально подразумевалась как упрощенная джигитовка ничего общего со своим западным собратом не имевшая. «Правила для обучения вольтижированию» 1857 года предусматривали исключительно «темповку» в различных вариациях вплоть до выполнения на вольте, без каких либо приспособлений затрудняющих движения лошади. В дальнейшем вольтижировка в России уже ничем не отличалась от своего западного прототипа. Вольтижировку в России преимущественно преподавали в юнкерских училищах и лейб-гвардейских полках.
Основополагающая вольтижировки выработанная видом – массивность лошади (буквально её ширина), что производит большую устойчивость верхового и не даёт ему упасть. И крепкая спина лошади, коею сама техника вольтижировки направлена на то чтобы её «убить».

Каскадёры
Конные каскадёры появились вместе с появлением кинематографа. Россия в этом смысле была впереди планеты всей. Осенью 1896 года пионер Русской кинематографии А. К. Федерецкий (встречается написание Федорецкий) снимает кинофильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка» положившего началу мирового конного каскадёрства. В 20-х годах уже запад подхватил и поднял эту волну.
С выходом в 1950 году отечественного кинофильма с использованием конных трюков – «Смелые люди» конные каскадёры появились и в СССР. Готовил трюки для этого и последующих фильмов цирковой артист Алибек Кантемиров и его прославленная в Союзе цирковая конная труппа.
Сохранилась предыстория создания этого фильма. Сталин, просматривая очередной американский вестерн, заметил: «Почему наши режиссеры не снимают таких фильмов?». «Иосиф Виссарионович это же безыдейный фильм!» - возразили ему. «Ну и что - безыдейный. Зато, какие смелые люди». Собеседники и понятия не имели, что практически все верховые прокручиваемых в то время американских вестернов были русскими, недавними соперниками по Гражданской войне.
«Смелые люди» первый каскадёрский фильм, начавший традиции ввода собственных довольно болезненных трюков. О создании одного из них была легенда, что Алибеку Кантемирову отдали 10 лошадей с наказом «научить их падать». Из 10 лошадей можно было убить 8, но чтобы 2 «падали». Кантемиров не убил не одной, создав простую, но очень жестокую «кавалерийскую подсечку». Суть её в подвязывании на верёвки передних ног лошади и дёрганье на галопе вверх. Недавние западные соотечественники делали менее болезненные повалы – на галопе через посадку и через песаду повал на бок. Отличия очевидны: в западном варианте лошадь нужно готовить, в отечественном нет. Лошади подойдут даже с мясобойни.
После «Смелых людей» на экраны страны выходят: «Иван Франко», «Атаман Корд», «Лично известен» и др. В цирке также усложняются номера, часть из которых переходит в цирк уже из кино. Именно цирк и кино вызвали популяризацию джигитовки. Каждый уважающий себя цирк выпускал джигитов на свою арену. Был даже такой замечательный номер - «Амазонки», где на светло-серых лошадях джигитовали девушки.

Вместо заключения
Каких либо крупных и известных специализированных школ по джигитовке в России нет. Сейчас это удел конно-каскадёрских групп или частных любителей. Заграницей джигитовка более известна под названием kozak voltig. По-видимому, занимаются ей там очень малый круг так или иначе связанный с цирком или каскадёрством.






СПРАВКА HORSECITY.RU
Вольтижировка (фр. voltiger – порхать, летать) – вид гимнастики не имеющий с лошадьми ничего общего. Лошадь в вольтижировке дабы не взбунтовалась, буквально крепится всяческими ремешками в «надлежащее» положение, после чего команда из 8 человек тренирующихся или выступающих, как по одиночке, так и попарно долбят ей спину. В Европе является самостоятельным видом конного спорта (!). Для одиночных участников в спорте необходима демонстрация шести фигур и далее одна минута на произвольную программу. От дуэта требуется 2-х минутная произвольная программа.



СПРАВКА HORSECITY.RU
Джигитовка – вид верхового искусства применяемой для выездки лошади и правильной сбалансированной работы верхового. На протяжении всей истории человечества в той или иной степени зарождалась в лёгкой природной иррегулярной кавалерии. Используется в качестве подготовки лошади и всадника. Имела боевое значение. Сложнейшие элементы и наибольшее распространение получила в России и у Русского казачества. В качестве самостоятельной дисциплины преподавалась в Русских кавалерийских частях до 50-х годов XX века. В XIX веке некоторые показушные движения джигитовки были позаимствованы цирком. Затем это цирковое течение уже в XX веке дало рождение каскадёрству разработавшему серию специфических и порой жестоких трюковых элементов направленных на зрелищность. С XIX века в Русской армии джигитовка включена как отдельный спортивный вид, просуществовавший в стране до 70-х годов XX века. В 2005 году спортивный вид джигитовки был возрождён. Так же как и в начале своего пути, сейчас в программу джигитовки включены лишь несколько элементов. Для всего остального выделена так называемая «произвольная программа».
Джигитовка является родоначальницей вольтижировки. В 20-х годах XX века Русскую джигитовку в широком её виде благодаря белоэмигрантам увидели в Европе и Америке. Системы подготовки лошадей белоэмигрантами стали основополагающими американского стиля western, и комплекса упражнений под названием kozak voltig.
Джигитовка есть не что иное, как способность верхового и лошади правильно думать, и выходить из различных неблагоприятных ситуаций, используя мастерство.
Маленький мальчик в полях покатался,
Лошадь вернулась, а мальчик остался.

Аватара пользователя
Валера Шабля
Фалабелла
Фалабелла
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 23:36
Откуда: Одинцово

Сообщение chemma » 14 мар 2007, 01:47

Много нового узнала для себя из этой статьи! Это кто же так сподобился написать :evil: :
Лошадь «переломанную» и завязанную где только можно пускали как в цирке по кругу, для надёжности крепя её к корде. Таким образом, вольтиж сразу вышел из разряда конного действия, превратившись в один из видов гимнастики. Впоследствии ошибочно принимаемую за конную дисциплину.
Вольтижировка «демонстрируется» на спец седле под названием «гурт» имеющего ручки. В 1920 году вольтижировку, наверное, по ошибке включили даже в Олимпийские игры, но больше ошибок не было.
Пришедшее в Россию из запада слово «вольтижировка» первоначально подразумевалась как упрощенная джигитовка ничего общего со своим западным собратом не имевшая. «Правила для обучения вольтижированию» 1857 года предусматривали исключительно «темповку» в различных вариациях вплоть до выполнения на вольте, без каких либо приспособлений затрудняющих движения лошади. В дальнейшем вольтижировка в России уже ничем не отличалась от своего западного прототипа. Вольтижировку в России преимущественно преподавали в юнкерских училищах и лейб-гвардейских полках.
Основополагающая вольтижировки выработанная видом – массивность лошади (буквально её ширина), что производит большую устойчивость верхового и не даёт ему упасть. И крепкая спина лошади, коею сама техника вольтижировки направлена на то чтобы её «убить».



Полная глупость практически от первого до последнего слова!
Начать можно с того, что если бы вольтижировка не являлась настоящим видом конного спорта, вряд ли ФЕИ включила бы ее в семь официальных конных дисциплин! Сейчас стоит вопрос, точнее - выбор что включить в Олимпийские виды: вольтижировку или рейнинг. Для вольтижировки есть международные правила, в России - разряды.
Это самый доступный вид конного спорта и самый красивый.
Основная деталь снаряжения вольтижировки - не "гурт" называется, а "гурта" - от немецкого "пояс".
Основной критерий вольтижировочной лошади - никак не массивная и широкая спина, а ритмичный, четкий , сильновыталкивающий галоп, рост не ниже 170 и хороший, покладистый характер.
Вольтижировка ни в коей мере не убивает спину лошади, т.к. все нормальные спортсмены по несколько часов тренируются на земле и деревянной лошади и на живую подходят только, когда все отработано до совершенства - так, что ты просто не можешь сделать ни одной ошибки и ни одного неудобства лошади!
В России вольтижировка быстро развивается и занимаются не только профессиональные спортсмены, но и любители (люди уже взрослые для спорта, ходящие для себя в прокат).
Если кто-то сомневается в пользе и красоте вольтижировки -

http://www.vaultingclub.com/pictures/teams/index.html - посмотрите например сюда! :)
Vaulting - my sport!

chemma
Морской конек
Морской конек
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 14 мар 2007, 01:25
Откуда: Moscow


Вернуться в Энциклопедия верховой езды.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron