Пропустить

Единороги

Лошадь – животное символическое, прекрасное и даже мистическое.

Сообщение Teri » 20 июл 2005, 16:07

Однорогое животное с телом лошади или оленя. Символизирует женский, лунный принцип, непорочность и чистоту.

Единорог. Странно двусмысленный символ женского целомудрия в религиозном и светском аспектах обсуждается в статье ДЕВА МАРИЯ (5). Циклы сцен девственницы с единорогом интерпретировались в качестве аллегории ПЯТИЧУВСГВ. Единорог является атрибутом ИУСТИНЫ ПАДУАНСКОЙ, она заимствовала его у своей легендарной тезки ИУСТИНЫ АНТИОХИЙСКОЙ. Единорог, расположившийся на коленях у девственницы, был эмблемой {impresa) семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были покровителями искусства в Италии, особенно в XVI-XVJT веках (вилла Фарнезе, Рим). Пальмовое дерево, иногда с единорогом, было эмблемой {impresa) дома Эсте - покровителей искусств в ренессансной Италии. См. также ДИКАРЬ.

Символизирует целомудрие, а также служит эмблемой меча или слова Божия (20, 4). Традиция обычно представляет его в виде белого коня с одним рогом, выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза. Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница (59). Это наводит на мысль, что он символизирует сексуальную сублимацию. Некоторые авторы отождествляют с единорогом животное, известное в Китае как Н1и-лин, другие же оспаривают правомерность такого отождествления, поскольку у названного животного два рога. Он является атрибутом военачальников высокого ранга, эмблемой чести и знатности рода. Его шкура имеет пять цветов - красный, желтый, синий, белый и черный; его крик подобен звуку колоколов. По легенде, он живет тысячу лет и является благороднейшим из животных (5). Юнг в своей работе о взаимоотношениях между психологией и алхимией подверг исследованию многочисленные аспекты мифического единорога и пришел к выводу, что, при широком подходе, он лишен какого-либо одного определенного символического характера, но, скорее, этот характер имеет много различных вариантов, которыми охватываются как реальные, так и мифические однорогие животные, такие как рыба-меч или некоторые виды драконов. Юнг отмечает, что временами единорог превращается в белого голубя, и предлагает такое объяснение: с одной стороны, он связан с первобытными чудовищами, с другой - он представляет мужественную, чистую проникающую силу spiritus mercurialis ("духа ртути (Меркурия)"). Он цитирует следующее высназывание Гонория Отенского в его "Зерцале Таинств Церкви": "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же - его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, - то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его". В античности, однако, единорог иногда приобретает некоторые зловещие черты. Греческий "Физиолог" сообщает, что это - "быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей". По наблюдению Юнга, Церковь не признает эту теневую сторону единорога. В свою очередь, алхимики воспользовались его амбивалентными импликациями для символизации Monstrum Hermaphroditum ("Двуполого Чудовища" ). Универсальность данного символического существа, не встречающегося в природе, поистине удивительна: например, оно присутствует в Ведах. Что касается его иконографии, особо интересны гобелены XV в. в музее Клюни в Париже, содержащие иллюстрации к "Даме с единорогом" (32).

лат. unicornus) - весьма значительное в античной и средневековой символике сказочное животное, представляемое как белый, парнокопытный, конеподобный олень со спиралевидно скрученным рогом на лбу. Происхождение единорога могут объяснить в какой-то мере труды древнегреческого историка Ктесия (ок. 400 до н. э.), в которых речь шла о диком животном, единственный рог которого целителен, что, по всей вероятности, представляет собой недоразумение и восходит к описанию индийского носорога. В настоящее время специалисты, занимающиеся крупным скотом, считают, что возможны быки-единороги, у которых с телячьего возраста неокрепшие роговые отростки в силу тех или иных причин переплелись и выросли в своеобразный один рог, слегка деформировав соответствующие части головы. Носорожий рог ценится как средство, повышающее потенцию, и вообще имеет открыто фаллическое значение.

В западной иконографии рог отделяется ото лба, вместилища духа, что свидетельствует об одухотворенности этого первоначально сексуального символа. Единорог же, напротив, олицетворяет чистоту и силу, на что указывают средневековые миниатюры и ковровые вышивки; его можно поймать только при помощи целомудренной девы, в чьем лоне он доверчиво укрывается и откуда он потом извлекается охотниками и должен быть потом предан смерти. Зачатие Девой Марией Иисуса Христа толкуется в этом же символическом ключе, как позднее и крестная смерть Спасителя. Ангел благовещения Гавриил в этой связи получает осмысление как охотник, подкрепленный охотничьими собаками, которых зовут "Вера, Любовь и Надежда" или, по основным добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие; он загоняет "драгоценного единорога" к Деве. При этом Мария сидит в запертом саду (лат. Hortus conclusus) или в кущах роз, как это изображено, например, на гобелене в музее Клюни (Париж). Христианское истолкование единорога как символа восходит к античным сказаниям и раннехристианским назидательным текстам, позднее красочно изложенным в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"). Часто встречается упоминание единорога в связи с якобы присущей ему способностью обезвреживать действие яда, быстро исцелять раны, посыпанные порошком, полученным из его рога. Такие рога (а на самом деле бивни морского млекопитающего нарвала, добываемого в прибрежных водах Исландии и Гренландии и завозимого оттуда) демонстрировались не только в кунсткамерах эпохи Возрождения, но и в аптеках. В раннехристианской книге "Физиологус" воздействие подобного рога, обезвреживающего яд, описывается так: прежде чем другие звери пришли на водопой, "выполз змей и впрыснул в воду яд. Но звери, однако, знали, что в воде есть яд, поэтому не пили. Они ждали единорога. Придя, оный сразу вошел в озеро и выбил своим рогом крест на воде. Это изничтожило действие яда. Только после того, как сам единорог напился, пили и другие звери". Здесь в легендарном преломлении явственно видна вера в чудесную силу рога носорога. Впрочем, в средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" слону приписывается роль, которая вообще-то скорее свойственна только единорогу: рассказ гласит о том, что некий король, желая убить слона, приказал двум прекрасным девам нагишом отправиться в лес и распевать там благозвучные песни; слон засыпает при лоне одной, другая же мечом его убивает, а король красит в крови слона плащ. Неясно, какое животное фигурирует в Библии под словом re'em (др.-евр. Лютый зверь). Несмотря на то что, по всей вероятности, речь идет о диком буйволобыке, это слово переводится как единорог, например, в Псалме Давида (21:22): "Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня". Китайский единорог (кюлинь, хи-линь) очень мало соответствует европейским описаниям; его можно отождествлять скорее с животным, подобным оленю, но покрытым чешуей, с бычьим хвостом и шерстистым рогом на лбу, которое символизирует кротость, счастье и благость, и прежде всего удачливость в детях ("сыновьях"). Известная на Востоке группа единорог-дева указывает в Китае на кроткую богиню Гуань-инь, изображавшуюся на троне в виде лежащего единорога. В алхимической картине мира единорог обозначает субстанцию ртути, которая в смеси с серой, символизируемой львом, образует некую высшую целостность. В геральдике изображение единорога в виде парнокопытного, бородатого коня с винтообразным рогом на лбу иногда (например, Блуденц, Форарльберг) служит в качестве гербового знака чести, но чаще используется в качестве носителя щита, как, например, на государственном гербе Великобритании.

Единорог. Чистое приносит мне радость. Это животное предположительно походит на коня. Обыватели традиционно считают, что единорог чудесным образом испытывает привязаность к невинным и непорочным людям. Для того, чтобы его поймать, используют девственницу. Когда единорог ее обнаружит, он ложится рядом с ней, кладет голову ей на колени и засыпает. Тогда девственница подает сигнал, и охотники хватают это дивное животное, которое невозможно поймать никаким иным способом. [EMSYI,таб.50-10,с.318]

Библейский символ власти и силы, в таком качестве используется в гербе Британии.

Христианство

Согласно мифу, единорог - небольшое животное размером с ребенка, но невероятно дикое и проворное. У него в центре лба единственный острый рог. Говорят, что ни одному охотнику не удавалось поймать это животное силой, но у некоторых получалось поймать его хитростью. От охотника требовалось привести в места обитания единорога девственницу и оставить ее там одну. Почувствовав невинность девы, единорог должен был подбежать к ней, положить свою голову к ней на колени и заснуть. Тем временем охотник его ловил. По этой очевидной причине единорог стал ранним символом чистоты вообще и женского целомудрия в частности. Христианские авторы истолковывали эту легенду как аллегорию Благовещения и Воплощения Христа, рожденного Девой.

АЛЬ-КАРКАДАНН

В бесконечных своих путешествиях знаменитый Синдбад-мореход, герой арабских сказок, посетил дальний остров, на котором, по его рассказу, "есть порода животных, которых называют аль-каркаданн: они пасутся, как пасутся коровы и буйволы в нашей стране, но тело этих зверей крупнее. Это большие звери, и у них один толстый рог посредине головы, длиной в десять локтей, и на нем изображение человека".

Этот рог так остер и огромен, что аль-каркаданн может, пощипывая травку, между делом насадить на него слона. И тогда, продолжал Синдбад, "зверь, называемый аль-каркаданн, носит на своем роге слона, и жир его течет от солнечного зноя на голову аль-каркаданна и попадает ему в глаза, и аль-каркаданн слепнет. И он ложится на берегу, и прилетает к нему птица Рухх, и уносит его в своих когтях, и улетает с ним к своим детям, и кормит их этим зверем и тем, что у него на роге".

ДЖХАША

В индийской мифологии описана Джхаша - гигантская рыба с рогом на лбу.

Она спасла от Великого Потопа прародителя человечества (по индийским преданиям, им был Великий Ману, полубог-получеловек). Вот как это случилось... Однажды пошел Великий Ману умываться к ручью и увидел в прозрачных водах необыкновенной красоты рыбу. Хотел он ее поймать, но та ловко увернулась и сказала человечьим голосом:

- Не губи меня, о Великий, и в благодарность я спасу тебя от большой беды.

- От какой беды спасешь меня ты, такая маленькая?! - спросил удивленный Ману.

- Будет Великий Потоп! - сказала рыба. - Но ты спасешься, если последуешь моим советам. Вот что должен ты сделать. Помести меня в сосуд с водой, а когда я подрасту немного, выкопай пруд и брось меня туда. Когда же я вырасту еще больше - отпусти в море.

Так и поступил Ману. Вскоре рыба стала огромной-преогромной, к тому же на лбу у нее вырос большущий рог.

А когда рыба уже в пруду не помещалась, запряг Ману в телегу двух могучих буйволов, с трудом погрузил в нее Джхашу и отвез к морю. И тотчас стала она расти и сделалась такой огромной, что заслонила собой горизонт. И рыба Джхаша велела Ману построить большой прочный корабль. Так Ману и поступил. Много дней и ночей трудился он, пока не построил корабль.

- А теперь, о Великий, - сказала рыба, - возьми с собой по паре животных, птиц, семена различных растений, чтобы жизнь на земле не прекратилась, когда Потоп закончится, и взойди на корабль. Взойдя же, возьми толстую веревку. Один ее конец привяжи к носу корабля, другой - к моему рогу.

Так Ману и поступил. Натянула Джхаша веревку и с легкостью повлекла за собой корабль. А волны тем временем стали заливать берег, и вскоре все живое скрылось под водой. А они все плыли и плыли, пока не добрались до торчащей из воды вершины самой высокой на земле горы - Хималайя. На вершине увидел Ману торчащее из воды могучее дерево.

- Привяжи веревку к дереву, - сказала рыба. - Скоро вода начнет спадать, так что смело спускайся с корабля, ты спасен. Так Ману и поступил... то древнее индийское сказание напоминает библейскую легенду о Ное и его ковчеге. Правда, Ноев ковчег плыл сам по себе, без помощи рыбы-единорога.

ЕДИНОРОГ

Единорог - зверь, известный по мифам и легендам разных народов еще с библейских времен. Его так часто упоминали, описывали, изображали, добавляя и уточняя детали, что теперь с полной уверенностью о его облике говорить трудно.

Древнегреческий историк Ктесий в концепту века до нашей эры утверждал: "В Индии водятся дикие ослы ростом больше лошади. Тело у них белое, голова темно-красная, а глаза голубые".

Плиний Старший, римский ученый 1 века нашей эры, описывал единорога иначе: "У него голова оленя, ноги слона, хвост свиньи. Остальное тело напоминает лошадь. Он грубо мычит".

Монах иезуитского ордена Иеронимо Лобо писал о единороге: "По форме напоминает лошадь, тело же его золотистое".

Другой монах, Феликс Фабри, утверждал, что единорог походит на верблюда.

Все, однако, сходились на том, что главным отличительным свойством зверя был его чудодейственный рог, возвышающийся на лбу, подобно пике. "Промеж ушию имать рог велик, в роге имать всю силу",- сказано в "Азбуковнике"**, древнерусском толковом словаре.

Правда, насчет величины и окраски рога мнения тоже разделились.

Ктесий: "На лбу растет рог в полтора фута (около полуметра.- Ред.) длиной. Основание рога чисто белого цвета, острие его ярко-красное, а средняя часть черная".

Плиний: "Один черный рог в два локтя (примерно полтора метра. - Ред.) длиной торчит у него посредине лба".

Немецкий ученый XIII века Альберт Великий определял длину рога в десять футов (больше трех метров).

Древнеарабский писатель Абу Дамири просто отмечал: рог такой большой и тяжелый, что единорог всегда ходит с низко опущенной головой.

Большинство исследователей и знатоков единорога считали, что рог чудесного животного - его оружие и защита. Испанец Исидор Севильский, например, в начале XII века, описывая силу необыкновенного костного нароста, утверждал, будто одним ударом единорог убивает слона. Особняком стоит мнение флорентийца Марко Поло: "Вы должны знать, что единорог побеждает врага не рогом, а языком и коленями. На конце языка у него длинный и острый, словно стилет, шип. Когда взбешенный единорог бросается на врага, он сбивает его с ног, прижимает к земле коленями и протыкает языком". Марко Поло писал так в XIII веке.

От этого свидетельства нельзя отмахнуться, но, как бы то ни было, в одном единодушны все: уникорн (единорогов рог) обезвреживает яды; он может возродить даже мертвого, если причиной смерти послужило отравление. Не удивительно, что уникорн ценился на вес золота: фунт рога - фунт драгоценного металла. Все владыки мира стремились заполучить чудодейственное снадобье. Иван Грозный гордился тем, что среди его сокровищ есть уникорн. Карл Смелый пользовался ложкой, вырезанной из такого рога... Впрочем, имеется предположение, что под видом уникорна жулики-купцы торговали огромным зубом кита-нарвала, обитавшего в полярных морях. И их в общем-то можно понять: укротить единорога - дело непростое.

"Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкой привязать единорога к борозде и станет ли он боронить за тобой поле?" - задается иронический вопрос в Библии.

Конечно же нет! Единорог страшен и непобедим. Еще Плиний Старший считал, что "этого зверя нельзя поймать живьем". Но со временем способ был найден. "Физиолог"** советует привести в лес, где обитает единорог, юную девицу. Привлеченный девичьей чистотой и непорочностью, он приблизится к деве и заснет, положив голову ей на колени. И тогда можно брать зверя голыми руками.

Но это - теория. Практика предлагала нечто иное.

Средневековая рукопись так описывает практическое применение трогательной легенды: "Охотники наряжают девушкой здорового сильного парня, обливают благовонной жидкостью его платье и выбирают для парня такое место, откуда запах по ветру может дойти до единорога. Сами же охотники располагаются где-нибудь неподалеку. И вот приходит огромный дикий зверь, останавливается перед парнем и, пав на колени, упивается чудным запахом, а парень тем временем закрывает пахучим рукавом платья глаза единорога, пока не подойдут охотники. Единорога хватают сонного и связывают, а связав, спиливают рог".

Видимо, таким образом к нашим дням единорогов полностью истребили. Во всяком случае, никаких сведений об их существовании нет, нигде их больше не встретишь. Разве что на гербах: на британском, например, конь с витым рогом на лбу держит щит, разрисованный геральдическими знаками. А раньше единорог - эмблема Туркестанского царства - красовался и на большом гербе Российской империи. Фамильный герб начальника оружейной канцелярии графа Шувалова включал в себя изображение чудесного зверя; поэтому и прославленные российские пушки, на которые оно перешло, назывались единорогами. А еще единорога можно отыскать на небе - так именуется одно из созвездий.

Конечно, животное с одним рогом, носорог, не такая уж редкость в зоопарке. Но как мало он похож на легендарного своего собрата, о котором великий немецкий поэт Райнер Мария Рильке писал:

В непринужденном равновесьеног
Сияла белизна слоновой кости,
И белый блеск, скользя, по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог...
("Единорог", перевод К. Богатырева)

ИНДРИК

В "Голубиной книге", старинном сборнике русских духовных песен, можно прочесть такие строки:

У нас Индрик-зверь всем зверям зверь,
И он ходит, зверь, по подземелию,
Он проходит все горы белокаменные,
Прочищает ручьи и проточины.
Когда этот зверь возыграется,
Вся вселенная всколыбается.
Все зверья ему, зверю, поклоняются,
Никому он обиды не делает.

"Азбуковник"** добавляет: "Индрик-зверь рог имеет на голове великий и крепкий, страшен и непобедим; без рога же бывает не силен". А копытца "у Индричка - булатные".

Зверь этот обладал таинственной способностью безошибочно распознавать врагов.

Еще называют Индрика-зверя в легендах Инрогом, Индрогом, Индрой. Но как ни назови - очень похож он на единорога. Правда, этот - зверь подземный.

Некоторые ученые считают, что Индрик пришел в народное сознание с Севера, где издавна и по сию пору находят в вечной мерзлоте нетронутые туши мамонтов.

ОННИОТ

Гуроны, индейцы Северной Америки, считали, что рог Оннионта, которым эта гигантская мифическая змея могла даже пробивать горы, имеет магическую силу, приносит удачу на войне и охоте.

Единственный этот рог рос у Оннионта посреди лба.

СЕЧЖАЙ

У Гаояо, мудрого судьи, составившего первый китайский свод законов и основавшего первую в Поднебесной тюрьму, у Гаояо, который, по словам одной старинной книги, "считался очень правдивым и разбирал судебные дела по совести, так, что все становилось ясным", - так вот, у Гаояо был баран. Именно барану по имени Сечжай был обязан судья своей высокой репутацией.

Этого Сечжая нельзя назвать вполне обыкновенным животным. Он был выше и толще медведя, весь, покрыт зеленой шерстью и имел на голове один-единственный рог. К тому же Сечжай обладал обостренным чувством справедливости. Во время разбора дела Гаояо выпускал своего барана-единорога, тот сразу же распознавал виновного и принимался бодать его своим единственным рогом, а невиновного не трогал. Наблюдая за удивительным животным, судья выносил приговоры - всегда справедливые, а за помощь почитал Сечжая, вкусно кормил и заботился о нем. Благодаря этому в незапамятные времена в Китае, говорят, царила истинная законность.

ЦИЛИНЬ

Об этом чудесном китайском звере известно довольно много. У него тело оленя, шея волка, копыта коня, шерсть на спине пятицветная, а живот желтый или коричневый. Посреди лба - единственный рог, заканчивающийся мягкой шишкой - чтобы никого, даже случайно, не обидеть, не сделать никому больно. Цилинь вообще был добр и покладист, не давил ни букашки, ре мял ни травинки, не ел живых тварей, а питался чудесными травами. Не удивительно, что у древних китайцев он считался олицетворением человеколюбия, да и вообще символом добра - вместе с фениксом, драконом и черепахой.

"Однако, - замечал древний писатель Китая Хань Юй, - цилинь во дворах хозяйских не разводится и в Поднебесной нашей часто не встречается". Редкое же появление однорогого цилиня ценилось тем больше и почиталось предзнаменованием справедливого правления, знаком процветания, мира и природы, предвестием рождения героя и мыслителя. Рассказывают, например, что, перед тем как появился на свет китайский мудрец Конфуций, около дома его родителей показался белый цилинь - на каких, гласит предание, ездили небожители.

Конфуций впоследствии отплатил доброму вестнику добром: он ввел в китайский язык фразу, ставшую поговоркой - "поймали цилиня" - значит успешно окончили долгий труд, достигли цели.

Чтобы пожелать семье рождения мальчиков, дарили изображение цилиня.

Осталось только сказать о главном отличительном признаке волшебного зверя - его единственном роге. Рог этот - символ объединения страны в крепкое государство. Вот и все. "Поймали цилиня". Добавим только, что, входя в сообщество единорогов, цилинь еще многосоставное существо, то есть химера (chimaira). Волк, олень и конь слились в нем. Описанию таких удивительных животных-гибридов и посвящены следующие главы книги.
Последний раз редактировалось Teri 16 ноя 2006, 23:04, всего редактировалось 2 раз(а).
Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Сообщение Teri » 20 сен 2005, 13:55

Волшебное существо, с телом лошади и единственным рогом, становящееся кротким и покорным в присутствии девственницы.
Рог единорога обладает многими чудесными свойствами.

Единорог - удивительное и волшебное существо, живущее в удаленных от мест обитания человека районах, становящееся кротким и покорным в присутствии девственницы. Облодает телом лошади (или козла) и единственным рогом (прямым или закрученным). Рог единорога обладает многими чудесными свойствами: очищает от яда воду, излечивает от многих болезней.

Символизирует лунное женское начало, целомудрие, чистоту, девственность, совершенное добро, достоинство, силу разума и тела, неподкупность. Слияние двух рогов в один означает единство противоположностей и неделимую власть государя. Единороги иногда изображаются по обе стороны от Древа Жизни, как его стражи.

Сражение льва и единорога символизирует солнечные и лунные силы и пары противоположностей. Единорог - “правитель вод“, его рог помогает обнаружить в воде яд и обезвредить его.

Считается, что Единорог обладает магией в заживлении ран и приносит удачу. Рог Единорога ценится из-за своей способности нейтрализовать все яды, с которыми соприкасается. Легенда говорит, магия Единорога помогает ему избежать любой ловушки, и что только девственница, совершенно чистая сердцем и душой может приблизится к нему.
Первая трактовка единорога почти полностью совпадает с последними. За четыреста лет до христианской эры грек Ктесий, врач Артаксеркса Мнемона, сообщал, что в королевствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами, с острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посредине - совершенно черным. Плиний прибавляет другие подробности (VIII, 31): “В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять“. Востоковед Шрадер в 1892 году высказал мысль, что образ единорога мог быть грекам подсказан некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль, с одним-единственным рогом.
В энциклопедии Исидора Севильского, составленной в начале VII века, можно прочесть, что единорог ударом своего рога убивает слона; это напоминает аналогичную победу “каркадана“ (носорога), описанную во втором путешествии Синдбада [там говорится, что, если разрезать пополам рог носорога, на нем будет видна фигура человека; Аль Казвини говорит, что это будет фигура всадника на лошади, другие называют птиц и рыб]. Другим противником единорога называли льва, и в одной великолепной октаве второй книги запутаннейшей эпопеи “The Faerie Queen“ изображено их сражение. Лев прислоняется к дереву, единорог, пригнув голову, атакует его, лев отскакивает в сторону, и единорог оказывается пригвожденным к стволу. Эта октава написана в XVI веке, а в начале XVIII века объединение Английского королевства с Шотландским соединит в гербе Великобритании английского леопарда (льва) с шотландским единорогом.
В средние века бестиарии утверждали, что единорога может поймать девушка; в “Physiologus Graecus“ [“греческий физиолог“ (лат.)] мы читаем: “Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает на лоно девицы, и девица любовно его обнимает и уносит в королевский дворец“. Этот триумф чистоты представлен на медали Пизанелло и на многих знаменитых гобеленах, примечательны и его аллегорические толкования. Единорог применялся как символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и зла. В труде “Psychologie und Alchemie“ [“Психология и алхимия“ (нем.)] (Цюрих, 1944) Юнга приведены история и анализ этих символических применений.

Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Сообщение Teri » 02 мар 2006, 17:02

В средние века высоко ценились рога единорогов. В сокровищницах многих соборов, во дворцах английской королевы Елизаветы I и шотландского короля Якова III имелся хотя бы один экземпляр рогов. Не отставали и другие богатые правители, в том числе семья Медичи - признанные эксперты в использовании ядов.

На протяжении столетий процветала прибыльная торговля фальшивыми рогами единорогов, которые ценились за свои якобы целебные свойства, а также в качестве противоядия от всех известных ядов. В настоящее время установлено, что "рога единорога" в знаменитых сокровищницах - не что иное, как клыки нарвалов, моржей или "морских единорогов".

А существовал ли на самом деле белый единорог, изображенный в многочисленных средневековых манускриптах и на гобеленах? В разных текстах даются различные описания сказочного зверя. Ктесий, древнегреческий историк и врач, посетивший в 416 г. до н.э. двор персидского царя, так описывал животное, родиной которого была Индия: крупнее лошади , с белым туловищем, темно-красной головой и синими глазами, на лбу рог длиной около 45 см, белый у основания, черный в середине, с острым малиновым кончиком.

Единорог Ктесия, по общему мнению, представляет собой помесь дикого индийского осла, носорога и быстроногой тибетской антилопы с длинными прямыми рогами (если смотреть на них сбоку, создается впечатление, что у каждого животного только один рог).

Римский историк Плиний Старший (I в. н.э.) в "Естественной истории" также упоминает дикого единорога с единственным черным рогом посредине лба. В Индии охотились на этого зверя, но не могли поймать его. В Ветхом Завете также говорится о единороге. По-видимому, это европейский дикий бык, или тур, - двурогое животное, впоследствии вымершее.

Средневековые источники придают особое значение символичности и могуществу единорога, не заостряя внимания на его облике. Традиционно считается, что поймать это животное можно только одним способом. Единорог сам прибегает, почуяв благоуханный аромат девственницы, кладет голову ей на колени, и тогда его можно брать голыми руками. Единорога рассматривали как символ Христа за его величавость, непорочность и способность очищать любой источник воды от яда, опуская в него свой рог. Поимка единорога символизировала зачатие Христа Девой Марией.

Вера в единорога присуща не только западной культуре. Так, китайский килин изображался с телом оленя, копытами лошади и единственным рогом длиной около 4 м, растущим посредине лба. В отличие от своего западного собрата, свирепого и воинственного, килин был воплощением кротости, не ел ничего живого и старался не наступить даже на самое крошечное насекомое.
Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Сообщение Teri » 15 авг 2006, 13:31

Изображение
Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Сообщение Молния » 15 авг 2006, 22:33

Красивый! ;)
Жизнь-игра, задумана хреново, но графика обалденная!

Молния
Games moder
Games moder
 
Сообщения: 5098
Зарегистрирован: 27 апр 2005, 14:42
Откуда: Н.Новгород

Сообщение Единорожка » 16 ноя 2006, 16:33

:naz Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Единорожка
Морской конек
Морской конек
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 16 ноя 2006, 16:23
Откуда: Измайлово Москва

Сообщение Arg@mak » 16 ноя 2006, 17:56

Изображение
~Золотая лошадь летит по степи,
и ветер треплет её шёлковую гриву...~

Аватара пользователя
Arg@mak
Кулан
Кулан
 
Сообщения: 360
Зарегистрирован: 18 май 2006, 13:20
Откуда: Москва

Сообщение Teri » 16 ноя 2006, 20:09

Красота, особенно с голубой гривой :fredom
Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Сообщение Молния » 16 ноя 2006, 22:01

Изображение
Жизнь-игра, задумана хреново, но графика обалденная!

Молния
Games moder
Games moder
 
Сообщения: 5098
Зарегистрирован: 27 апр 2005, 14:42
Откуда: Н.Новгород

Сообщение Молния » 16 ноя 2006, 22:03

Изображение
Жизнь-игра, задумана хреново, но графика обалденная!

Молния
Games moder
Games moder
 
Сообщения: 5098
Зарегистрирован: 27 апр 2005, 14:42
Откуда: Н.Новгород

Сообщение Молния » 16 ноя 2006, 22:09

Изображение
Изображение
Изображение
Жизнь-игра, задумана хреново, но графика обалденная!

Молния
Games moder
Games moder
 
Сообщения: 5098
Зарегистрирован: 27 апр 2005, 14:42
Откуда: Н.Новгород

Сообщение Teri » 16 ноя 2006, 22:19

Изображение
Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Сообщение Единорожка » 17 ноя 2006, 21:32

ну и я добавлю немножко :lol:
Изображение
:edinorog
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Единорожка
Морской конек
Морской конек
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 16 ноя 2006, 16:23
Откуда: Измайлово Москва

Сообщение арион » 28 ноя 2006, 17:33

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Изображение

Аватара пользователя
арион
Жеребенок
Жеребенок
 
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 10:23

Таинственный рубин

Сообщение Gold Unicorn » 26 дек 2006, 20:52

Таинственный рубин

Еще реже, чем настоящий рог единорога, встречается таинственный рубин, называемый также карбунклом, который, по слухам, находится в основании рога. Некоторые авторы указывают на этот рубин как на источник силы самого рога. Однако же, поскольку этот рубин находили не у всех единорогов, возможно, что это квинтэссенция вещества рога. Может быть, он образуется только у очень старых и мудрых единорогов путем кристаллизации крови. Альберт Мангус, алхимик и один из наиболее влиятельных мыслителей средневековья, считал мужской карбункл царем среди драгоценных камней, способным нейтрализовать яды, предохранять от чумы, разгонять меланхолию, недобрые мысли и ночные кошмары. Его можно использовать как амулет или в истолченном виде; хороший камень светится так, что виден сквозь одежду.
Камень этот упоминается в нескольких песнях об Александре Великом. В "Песне Александра" Пфаффена Лампрехта (XII век) мы читаем о даре, преподнесенном победителю царицей Кандас:
Царицей мне богатой дан
Зверь гордый, благородный в дар.
Рубин во лбу его, и он
Лишь девам юным подчинен.
В тех и всех прочих землях стало
Единорогов очень мало.
Поймать же сможете лишь тех вы,
Кто сам пленится чистой девой.
От ужаса, что рог тот сеет,
Женой рожденный каменеет.
В "Парсифале" Вольфрама фон Эшенбаха говорится об одном из средств, примененных для лечения ран Короля священного Грааля (как выяснилось, тщетно, ибо излечить его не могло ничто, кроме самого Грааля):
Поймали мы единорога -
Сей зверь дев юных обожает
И на груди их засыпает -
И из его достали рога
Мужской карбункл, дивный камень,
Лучивший ярко-белый пламень.
В "Парсифале" упоминается также, что в качестве целебного снадобья применяется сердце единорога. Аббатиса XII века Хильдегарда из Бингена пошла еще дальше. Пользуясь главным образом арабскими источниками, она обнаружила целительные свойства почти во всех частях тела несчастного животного и привела соответствующие рецепты:
"Взять немного единорожьей печени, растолочь и растереть с яичным желтком до образования кашицы. Частым применением этой мази излечивается любая форма проказы.
Сшить также обувь из кожи единорога и носить ее постоянно. Это обеспечит неизменное здоровье ступням, бедрам и суставам; никакая чума не возьмет эти члены.
Тот, кто опасается быть отравленным, пусть поместит копыто единорога под блюдо, содержащее пищу, или под чашу, содержащую письмо. Если горячая пища или питье содержат яд, от воздействия копыта они начнут шипеть и пениться, холодные же задымятся. Так можно определить, отравлены они или нет".
Хильдегарда, известная также под именем Сивиллы Рейнской, благодаря своим многочисленным видениям знала и о камне в основании рога единорога, хотя, согласно ее описаниям, этот камень - бесцветный. Она, кажется, не испытывала особой неловкости по части убиения единорога, ограничиваясь лишь предупреждением, что если тот обнаружит в качестве приманки фальшивую девицу, то может забодать ее (или его) насмерть. Необоримую силу единорога она приписывает тому обстоятельству, что он ежегодно посещает сады Эдема, где текут райские воды: "Там он отыскивает наилучшие травы и растения, выкапывает их копытами из земли и поедает".
Все это вместил ее объемный труд под названием "Физика", в котором она также повествует о неком естествоиспытателе, много дет бесплодно искавшем единорога. В один прекрасный день его приглашают на большую увеселительную прогулку, и там несколько юных дам уединяются и предаются веселью среди цветов. Он случайно оказывается поблизости от них, и тут его долгие поиски вознаграждаются: он натыкается на единорога, замершего при виде резвящихся дев. Ибо, как описывает Хильдегарда, впечатлительность единорога возрастает, если две или более девы собираются вместе, и его еще легче поймать, когда он, как бы окаменев, сидит и смотрит на них.
Древние источники

Расцвет средневековья отмечен пиком славы единорога на Западе. Часто его считают продуктом средневековой фантазии, однако существуют разрозненные свидетельства о нем из гораздо более ранних времен. Юлий Цезарь, к примеру, описывая свое завоевание Галлии, сообщает о странных существах, обитающих в дебрях Герцинианского леса в Германии, среди которых бык с телом оленя, в середине лба у него, между ушами, растет один рог, длиннее и прямее любого из до сих пор известных.
Самое раннее упоминание единорога в западной литературе принадлежит Ктесию Книдскому, который в 416 году до н.э. отправился в Персию, чтобы служить там придворным врачом, сначала при Дарии Втором, а затем при Атаксерксе. Выйдя невредимым из дворцовых интриг, он лет семнадцать спустя вернулся в Грецию и, уйдя на покой, в довольстве жил на Пелопоннесе, составляя записки обо всем, что он слышал и видел. Главным образом он писал о Персии, но, кроме того, составил описание Индии на основании сведений, почерпнутых им из рассказов послов, купцов и прочих путешественников, которых он почитал надежными источниками информации. Туда включено описание существа размером с лошадь, которое он - и независимо от него многие другие - называет индийским диким ослом: " У них белое тело, коричневая голова синие глаза. На голове у них рог длиной около локтя. Порошок, полученный из этого рога, используют в качестве средства против смертоносных зелий. Основание этого рога, примерно на две ладони от лба, чисто-белое, верх заострен и окрашен ярким кармазином, остальная же часть, средняя, часть черна. Те, кто пьют из этих рогов, переделанных в сосуды для питья, по слухам не подвержены конвульсиям и эпилепсии. Более того, они становятся устойчивы даже к ядам, если до или после принятия таковых выпьют вина, воды или чего-либо другого из таких бокалов. Животные сии чрезвычайно скоры и сильны, так что ни одно существо, будь то конь или кто иной, не справится с ними".
Если не считать окраску, Ктесий описывает животное, до боли напоминающее единорога, каким он будет изображаться на европейских гобеленах добрых два тысячелетия спустя. По сути дела, на некоторых из этих гобеленов показаны животные с разнообразным, иногда пестрым окрасом. Наиболее бросающимся в глаза несоответствием является окраска рога. Высказывались предположения, что Ктесий примешал к услышанному им рассказу описание раскрашенных кубков из рога единорога, виденных им в Персии. Это вполне возможно, но может быть и так, что в Индии такой окрас принадлежал одной из естественных разновидностей животного. Аристотель и Геродот также вскользь упоминают об однорогом диком осле - таким тоном, будто вера в его существование была на Востоке обычным явлением.
Следующее существенное описание оставлено другим греком, Мегасфеном, век спустя после Ктесия. Мегасфен был высокопоставленным чиновником, направленным в Индию в качестве посла от Селевка I, одного из преемников Александра Великого. По возвращении он составил четырехтомное описание Индии, представлявшее собою самое объемное собрание сведений об этой стране из всех, известных на Западе. Сам он не видел единорога, но приводит описание, слышанное им от неких браминов. К сожалению, у них в голове перепутался дикий осел с носорогом, которого Мегасфен в другом месте описывает весьма дотоверно.
По рассказам браминов, картозоон, как они, как они его называли, был размером с коня, бледно-бурого цвета, с гривой. Рог его черен, завит спиралью, растет между глаз и очень остр и могуч. Животное настроено дружелюбно к другим существам, но враждебно к представителям своего собственного вида, исключение - брачный период, ибо любит одиначество. Взрослые животные слишком свирепы, чтобы их можно было поймать, но молодняк иногда выставляют на празднествах. К сожалению, на этом и заканчивается сходство с нашим романтическим представлением об единороге; описание завершается на такой пугающей ноте: "У него вьющийся хвост, как у кабана, и ступни, как у слона".
Картазоона встречал лицом к лицу Аполлоний Тианский, знаменитый мистик-пифагореец, почерпнувший много мудрости у индийских йогов. Его биограф Филострат пишет, что он видел нескольких пойманных единорогов близ реки Гидасп, или Беас, - у пределов вторжения Александра в эту страну. Он также слышал, что индийские владыки имели у себя чаши, сделанные из рога, растущего на лбу этих существ, и веровали, что пьющий из них не подвержен в этот день яду или заразе. Когда ученик спросил, верит ли он сам в это, Аполлоний ответил: "Я склонен был бы верить, если бы мне сказали, что владыки этих индусов бессмертны, ибо отчего бы тому, кто может предложить мне или кому-либо другому столь здоровый и целебный напиток, не наливать его самому себе каждый день и не пить из этого рога, пока не опьянеет?".
Примерно в это же время, в I веке н.э., Плиний Старший ненароком слегка замутил воду, назвав носорога его греческим именем - моноцерос, или однорог. С тех пор его считают одним из самых ранних экспертов по единорогам. В средние века каждое его слово принималось чуть ли не как евангелие, хотя всякому, обладающему хоть долей воображения, совершенно ясно, что он описывает на самом деле: "Индийцы охотятся на чрезвычайно дикое животное под названием моноцерос, у которого голова оленя, ноги слона, хвост кабана, а все остальное тело, как у коня. Он издает глубокий мычащий звук, и из середины его головы выступает один черный рог длиной в два локтя".
Итак, приходится признать, что вклад Плиния в дело единорога не намного больше, чем присвоение ему имени. Гораздо больше предстояло сделать в следующем столетии его соотечественнику римлянину Клавдию Элиану. Элиан никогда не покидал пределов Италии и не мог предложить собственных впечатлений, но он был неутомимый энциклопедист, и его исследование по естествознанию "De Animalium Natura" пользовалось широкой славой. Черпая главным образом из Ктесия и Мегасфена, как равно и из других источников, он собрал все греческие сведения о единороге, а его влияние на формирование взглядов последующих зоологов уступает разве только Аристотелю и Плинию Старшему.
Рассуждая об использовании рога в качестве сосудов для питья, он говорит: "Только великие из людей используют их, предварительно оправив в золото, наподобие того, как оправляют браслетом какую-нибудь статую". Он повествует о боевых повадках единорогов, применяющих в драке зубы и копыта наряду с рогом. Животное обороняется так яростно, что в Индии выражение "охотиться на единорога" означает то же, что "достичь невозможного". Кроме того, Элиану есть что сообщить о таранной, или бедренной, кости животного. В древние времена такие кости широко применялись в качестве амулетов и игральных костей, а в случае единорога ценились почти столь же высоко, как и рог.
За неимением достаточно числа непосредственных наблюдений, такие письменные и, конечно же, устные описания послужили в давние времена источником распространения легенды о единороге по всей Европе. Но все же это были всего лишь рассказы путешественников об экзотическом существе из дальних стран. Вполне вероятно, что единорога долго бы не замечали, если бы он не упоминался в Библии и не цитировался так часто в учениях Церкви.
В русском переводе Библии ссылки на единорога встречаются в книгах Чисел 23:22, Иова 39:9-12 и в Псалмах 21:22, 28:6 и 91:11. Они восходят к Септуагинте, переводу Библии, сделанному в III веке до н.э., когда египетский царь Птоломей II призвал семьдесят двух еврейских мудрецов, чтобы за столько же дней они составили греческий вариант Ветхого Завета. Все это время он держал их в заключении на острове Фарос близ Александрии.
Древнееврейское слово "ре'ем" они перевели как моноцерос, единорог по-гречески. Современные ученые считают, что такой выбор слова был ошибочным. Переводчики не знали, что такое "ре'ем", поэтому бросились перебирать, какое из известных им существ ближе всего подходит под библейское описание: могучее, враждебное львам, быстроногое, рогатое и неукротимое. Единорог соответствовал описанию и был, насколько им известно, реально существующим животным.
Мы знаем теперь, что "ре'ем" был биологическим видом гигантского дикого быка; судя по ископаемым останкам, он был около пяти метров в длину и более трех метров в высоту. Он был также известен как зубр, или Bos Primogentius, и считается вымершим около 1 200 лет до того, как началась работа над Септуагинтой.
По мере распространения христианства на Западе распространялось и знание об единороге, и скоро в нем увидели символ Христа и стали использовать как таковой. Впрочем, Библия мало сообщала о природе. Внешнем виде и повадках единорога. О них судили из других источников, большею частью из "Physiologus Graecus". Эта книга послужила образцом для многих других средневековых бестиариев и одно время ходила в не меньшем числе экземпляров, чем Библия.
Истоки "Physiologus" темны. В разные времена авторство приписывали то Соломону, то Аристотелю, Св. Иоанну Злотоусту, Св. Амвросию, Св. Василию Великому, бывшему в IV веке архиепископом Кесарийским. Скорее всего, однако, бестиарий был составлен несколькими разными авторами в III веке в Александрии и затем подвергался добавлениям всюду, куда бы ни проникал. До нас дошли списки на всех главных языках Среднего Востока и Европы, включая исландский.
Эта книга - энциклопедия всех имевшихся знаний о реальных и сказочных животных. Она вся была пронизана христианскими комментариями ан всех животных с интерпретациями уроков, которые должно извлечь из каждого. В более поздних вариантах комментарий опущен, и в этом упрощенном виде книга предстала бестиарием как таковым. Каждая статья начиналась словами: "Физиологус (то есть натуралист, или естествоиспытатель) говорит…", что создавало основания для всеобщей веры в одного автора. Подробности разнятся в разных изданиях, но вот один типичный пример: "Существует животное под названием единорог, в высшей степени благородное, но охотники не могут его изловить, потому что он очень силен. Размером он с козла и имеет один острый рог посредине лба. Охотники, чтобы его поймать, пользуются следующей уловкой: приводят юную девственницу, чистую и непорочную, и сажают ее под деревом. Когда животное видит ее, оно бросается ей в колени, кладет голову ей на грудь и впадает в дрему. Тогда девица тихонько простирает руку и хватает его за рог, и таким манером она и охотник ведут его во дворец короля. Так и Господь Христос наш воздвиг для нас рог спасения в Иерусалиме, в доме раба своего Давида, молитвами Матери Божией, Пречистой Девы, целомудренной, милосердной, непорочной, не оскверненной".


Ранние тексты говорят только о том, что единорога приводят во дворец. Упоминание о его убиении появляются только на пороге тысячелетия. В это же время в западные рукописи стал проникать рассказ об очищении единорогом источников для других животных. Единорога далеко не всегда описывают таким маленьким, как в "Physiologus", но достаточно часто, чтобы считать это описание принадлежащим первоначальным авторам. Но откуда брали свои сведения они - остается только гадать, ибо Александрия в те времена была поистине тиглем, в котором варились самые различные культуры.

Аватара пользователя
Gold Unicorn
Mythology moder
 
Сообщения: 6299
Зарегистрирован: 21 дек 2006, 17:23
Откуда: МО г.Жуковский КСК Дубрава

Пред.След.

Вернуться в Лошадь в мифологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron