Лошадь в мифологии

Лошадь в мифологии
(Историческая справка)
Лошадь играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Она является атрибутом ряда божеств. На лошади передвигаются (по небу из одной стихии мира в другую) боги и герои. В индоевропейской мифологии лошади принадлежит особое место, объясняющееся её ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейских мифах в виде двух лошадей представлялись божественные близнецы Ашвины или греческие Диоскуры, а также «дети бога» в балтийской мифологии и связанные с ними два мифологических предводителя — родоначальники племени - Hengist и Horsa. Представляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии — *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на Коне (или на боевой колеснице, запряжённой конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряжённых лошадьми. . Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряжённой лошадьми, причём само солнце представляется в виде колеса. Сравнение греческой - «хозяйки коней» , древнеиндийской Dvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпоны ( «богини лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью . Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на лошади сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами. Рассказы о мифических лошадях известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях. Соответствие общеиндоевропейскому представлению о лошадях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня. В скандинавской мифологии мировое древо называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина. Это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с лошадьми, (символ Конь у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках. Это отражает древние контакты между этими народами. Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных лошадях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении лошадей у разных народов. Согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название лошади (qus) восходит к индоевропейскому *еk(w)os. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с лошадьми, в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. д .н.э.

(Историческая справка)
Лошадь играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Она является атрибутом ряда божеств. На лошади передвигаются (по небу из одной стихии мира в другую) боги и герои. В индоевропейской мифологии лошади принадлежит особое место, объясняющееся её ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейских мифах в виде двух лошадей представлялись божественные близнецы Ашвины или греческие Диоскуры, а также «дети бога» в балтийской мифологии и связанные с ними два мифологических предводителя — родоначальники племени - Hengist и Horsa. Представляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии — *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на Коне (или на боевой колеснице, запряжённой конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряжённых лошадьми. . Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряжённой лошадьми, причём само солнце представляется в виде колеса. Сравнение греческой - «хозяйки коней» , древнеиндийской Dvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпоны ( «богини лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью . Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на лошади сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами. Рассказы о мифических лошадях известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях. Соответствие общеиндоевропейскому представлению о лошадях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня. В скандинавской мифологии мировое древо называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина. Это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с лошадьми, (символ Конь у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках. Это отражает древние контакты между этими народами. Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных лошадях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении лошадей у разных народов. Согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название лошади (qus) восходит к индоевропейскому *еk(w)os. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с лошадьми, в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. д .н.э.
