Пропустить

Филипс Вауверман и его картины.

Почему лошадь так красива? Во многом потому, что она является творением человека...

Филипс Вауверман и его картины.

Сообщение Teri » 28 дек 2004, 17:57

1650-е годы считаются самыми плодотворными в творчестве Ваувермана. Он переносит жанровые сцены, или, как их тогда называли по-итальянски, «бамбоччиады» из-под кровель домов на открытый воздух и принимается за изучение животных. За короткий промежуток времени художник добивается очевидных успехов. Главным героем его картин становится лошадь в разных ситуациях: в стойле («Конюшня», «Конюшня придорожной гостиницы», «Постоялый двор»), на манеже («Манежная езда на открытом воздухе», «Скачка под кошкой»), на полевых работах («Кузница», «Дорога», «Жнецы»), на верховой прогулке («Отдых во время прогулки верхом», «Остановка на прогулке», «Путешественники в пещере») и другие. Из батальных сцен с участием лошади наиболее привлекательны «Битва австрийцев с турками», «Кавалерийская стычка», «Битва польской конницы с турецкой», «Аванпостная стычка», «Привал кавалеристов». Этим перечнем не исчерпывается тематика его картин, так как помимо лошади он изображал и других животных. Увлечение Ваувермана зверописью связано с тем, что голландцы со времен раннего Средневековья любили охоту.
Изображение
Охота в каждом сюжете
Выбежавшего из рощи оленя настигает стая собак. Окруженный со всех сторон, он в изнеможении падает на землю. Его спутница — самка перескакивает через ствол сухого поваленного дерева, но не успевает уйти, сраженная копьем всадника, скачущего на вороном коне. Позади него виден другой охотник, трубящий в рожок, и негр, удерживающий собаку. В правой части картины из рощи выезжают еще два охотника и дама. Налево, на переднем плане — две собаки, готовые перепрыгнуть через ручей, чтобы броситься на затравленное животное. Таков сюжет эрмитажной картины «Изнемогающий олень». Интересны парные картины «Отправление на охоту» и «Возвращение с охоты», тоже из эрмитажной коллекции. На заднем плане первой высится круглая башня с примыкающими к ней замком и верандой, у входа в которую три человеческие фигуры. С перекинутого через речку моста только что съехали кавалер на белом коне и дама на гнедом. Сзади следуют двое пеших слуг и один конный. Впереди бежит собака. На краю дороги трое прохожих; женщина кормит грудью ребенка. Один из ее спутников, опираясь на посох, кланяется поравнявшимся с ним охотникам.
В «Возвращении с охоты» дама на коне светло-серой масти разговаривает с мужчиной, который, сойдя со своей лошади, одной рукой подает ей сокола, а в другой держит охотничий рожок; рядом с ними — маленький паж с собакой, двое сокольничих и пикер со стаей собак. На пригорке — двое всадников и пеший охотник с ловчей птицей на руке. Справа два простолюдина и мальчик, притаившись за кустом, следят за расставленными силками. Вдали — традиционный для Ваувермана пейзаж с замком на холме и горами на горизонте. Вариантов «Отъезда на охоту» и «Возвращения с охоты» очень много. Они отличаются друг от друга композицией, но, как правило, сцены охот даны на фоне панорамных пейзажных видов. В них так часто присутствует изображение белой лошади, что этот мотив воспринимается как своего рода подпись художника. Характерной особенностью для некоторых охотничьих сюжетов Ваувермана стало введение в них представительниц прекрасного пола.
В «Соколиной охоте» две дамы, одна в голубом, другая в желтом платье, верхом на лошадях следят за полетом пущенного одной из них сокола. Возле них охотник на пегом коне снимает клобучок с сокола, сидящего у него, как было принято в Европе, на левой руке. Справа, на переднем плане, на берегу ручья сидит сокольничий и связывает ноги битой цапле. Чуть дальше — мальчик, сопровождаемый парой собак, машет вабилом. Миловидная дама в голубом смотрит на охотника, принимающего дичь от сокольничего. Наконец, на заднем плане — пастух со стадом овец.
Еще один вариант «Соколиной охоты» исполнен в более простой компоновке. Мужчина со шпагой в руке, двое всадников и дама на рыжем коне наблюдают за полетом сокола, атакующего цаплю. Возле них — две собаки. Слева — гористый ландшафт и всадник, скачущий, конечно же, на белом коне. «Охота на оленей» — одна из самых значительных работ Ваувермана — находилась некогда в коллекции де-Жюльенна и была куплена герцогом Шуазелем за 16 тысяч 700 ливров.
В 1772 году для Эрмитажа ее приобрели за 20 тысяч 700 ливров. В средней части многофигурной композиции, у опушки рощи собралось многолюдное общество охотников. На переднем плане оно состоит из двух дам в разноцветных платьях и кавалера, угощающего одну из них апельсином. Вторая держит на руке сокола, одновременно играя с собачкой. Поодаль от этой группы видны: охотник верхом на гнедом коне с соколом, два пеших сокольника, пикер и несколько других участников. К реке мчатся три всадника и стая собак, преследуя оленя, олениху и зайца, стараясь загнать их в воду. В левой части картины в воротах замка появляется охотник с собаками, готовый встретить оленей при выходе из реки. С верхнего этажа башни охотой любуется компания пирующих дам и кавалеров.
Вдохновенная творческая манера Ваувермана снискала ему громкую славу еще при жизни. Помимо бесчисленных заказчиков он имел много учеников и еще больше подражателей, среди которых выделялся его младший брат Питер (1623-1682), представленный в Эрмитаже пятью картинами, в том числе большим полотном «Охота на оленей».
Из последователей следует назвать Хендрика Верехюринга, И. Лингелбаха, Иоханна ван Хухтенбурха и Дирка Маса, работы которых также имеются в эрмитажном собрании, демонстрируя богатство его голландской живописной составляющей. Действительно, мы вправе гордиться коллекцией голландской живописи, сложившейся в основном еще в XVIII столетии. В 1716 году Осип Соловьев приобрел в Голландии для Петра I сто двадцать одну картину. Затем Юрий Кологривов купил еще сто семнадцать полотен голландских художников. Позже дворцовая коллекция пополнилась ста девятнадцатью произведениями нидерландской школы, полученными от английских купцов Эвана и Элсена. К началу XX века Эрмитаж располагал пятьюдесятью четырьмя картинами только одного Филипса Ваувермана. Даже после известных распродаж 1920 — 1930-х годов их осталось тридцать восемь. Всего же в галереях разных стран хранится до восьмисот полотен выдающегося мастера. Среди них десятки, если не сотни иппического и охотничьего жанра. Вауверман умер в расцвете таланта в 1668 году. Предчувствуя неизбежный конец, он сжег все свои эскизы и этюды, оставшиеся непроданными, среди которых, по отзывам друзей, было много превосходных вещей. Чем объяснить этот роковой поступок художника? Скорее всего, нежеланием предоставить кому-нибудь из своих коллег возможность воспользоваться в корыстных целях его наследием. Подобно тому, как он сделал это сам, присвоив сундук Питера фон Лара. Жизнь кое-чему научила Филипса Ваувермана, сумевшего получить всемирное признание. Будем, однако, объективными: этого признания талантливый живописец добился не плагиатом единым.


http://www.mk.ru/numbers/1434/article45573.htm
Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Вернуться в История лошади

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron