
Охота в каждом сюжете
Выбежавшего из рощи оленя настигает стая собак. Окруженный со всех сторон, он в изнеможении падает на землю. Его спутница — самка перескакивает через ствол сухого поваленного дерева, но не успевает уйти, сраженная копьем всадника, скачущего на вороном коне. Позади него виден другой охотник, трубящий в рожок, и негр, удерживающий собаку. В правой части картины из рощи выезжают еще два охотника и дама. Налево, на переднем плане — две собаки, готовые перепрыгнуть через ручей, чтобы броситься на затравленное животное. Таков сюжет эрмитажной картины «Изнемогающий олень». Интересны парные картины «Отправление на охоту» и «Возвращение с охоты», тоже из эрмитажной коллекции. На заднем плане первой высится круглая башня с примыкающими к ней замком и верандой, у входа в которую три человеческие фигуры. С перекинутого через речку моста только что съехали кавалер на белом коне и дама на гнедом. Сзади следуют двое пеших слуг и один конный. Впереди бежит собака. На краю дороги трое прохожих; женщина кормит грудью ребенка. Один из ее спутников, опираясь на посох, кланяется поравнявшимся с ним охотникам.
В «Возвращении с охоты» дама на коне светло-серой масти разговаривает с мужчиной, который, сойдя со своей лошади, одной рукой подает ей сокола, а в другой держит охотничий рожок; рядом с ними — маленький паж с собакой, двое сокольничих и пикер со стаей собак. На пригорке — двое всадников и пеший охотник с ловчей птицей на руке. Справа два простолюдина и мальчик, притаившись за кустом, следят за расставленными силками. Вдали — традиционный для Ваувермана пейзаж с замком на холме и горами на горизонте. Вариантов «Отъезда на охоту» и «Возвращения с охоты» очень много. Они отличаются друг от друга композицией, но, как правило, сцены охот даны на фоне панорамных пейзажных видов. В них так часто присутствует изображение белой лошади, что этот мотив воспринимается как своего рода подпись художника. Характерной особенностью для некоторых охотничьих сюжетов Ваувермана стало введение в них представительниц прекрасного пола.
В «Соколиной охоте» две дамы, одна в голубом, другая в желтом платье, верхом на лошадях следят за полетом пущенного одной из них сокола. Возле них охотник на пегом коне снимает клобучок с сокола, сидящего у него, как было принято в Европе, на левой руке. Справа, на переднем плане, на берегу ручья сидит сокольничий и связывает ноги битой цапле. Чуть дальше — мальчик, сопровождаемый парой собак, машет вабилом. Миловидная дама в голубом смотрит на охотника, принимающего дичь от сокольничего. Наконец, на заднем плане — пастух со стадом овец.
Еще один вариант «Соколиной охоты» исполнен в более простой компоновке. Мужчина со шпагой в руке, двое всадников и дама на рыжем коне наблюдают за полетом сокола, атакующего цаплю. Возле них — две собаки. Слева — гористый ландшафт и всадник, скачущий, конечно же, на белом коне. «Охота на оленей» — одна из самых значительных работ Ваувермана — находилась некогда в коллекции де-Жюльенна и была куплена герцогом Шуазелем за 16 тысяч 700 ливров.
В 1772 году для Эрмитажа ее приобрели за 20 тысяч 700 ливров. В средней части многофигурной композиции, у опушки рощи собралось многолюдное общество охотников. На переднем плане оно состоит из двух дам в разноцветных платьях и кавалера, угощающего одну из них апельсином. Вторая держит на руке сокола, одновременно играя с собачкой. Поодаль от этой группы видны: охотник верхом на гнедом коне с соколом, два пеших сокольника, пикер и несколько других участников. К реке мчатся три всадника и стая собак, преследуя оленя, олениху и зайца, стараясь загнать их в воду. В левой части картины в воротах замка появляется охотник с собаками, готовый встретить оленей при выходе из реки. С верхнего этажа башни охотой любуется компания пирующих дам и кавалеров.
Вдохновенная творческая манера Ваувермана снискала ему громкую славу еще при жизни. Помимо бесчисленных заказчиков он имел много учеников и еще больше подражателей, среди которых выделялся его младший брат Питер (1623-1682), представленный в Эрмитаже пятью картинами, в том числе большим полотном «Охота на оленей».
Из последователей следует назвать Хендрика Верехюринга, И. Лингелбаха, Иоханна ван Хухтенбурха и Дирка Маса, работы которых также имеются в эрмитажном собрании, демонстрируя богатство его голландской живописной составляющей. Действительно, мы вправе гордиться коллекцией голландской живописи, сложившейся в основном еще в XVIII столетии. В 1716 году Осип Соловьев приобрел в Голландии для Петра I сто двадцать одну картину. Затем Юрий Кологривов купил еще сто семнадцать полотен голландских художников. Позже дворцовая коллекция пополнилась ста девятнадцатью произведениями нидерландской школы, полученными от английских купцов Эвана и Элсена. К началу XX века Эрмитаж располагал пятьюдесятью четырьмя картинами только одного Филипса Ваувермана. Даже после известных распродаж 1920 — 1930-х годов их осталось тридцать восемь. Всего же в галереях разных стран хранится до восьмисот полотен выдающегося мастера. Среди них десятки, если не сотни иппического и охотничьего жанра. Вауверман умер в расцвете таланта в 1668 году. Предчувствуя неизбежный конец, он сжег все свои эскизы и этюды, оставшиеся непроданными, среди которых, по отзывам друзей, было много превосходных вещей. Чем объяснить этот роковой поступок художника? Скорее всего, нежеланием предоставить кому-нибудь из своих коллег возможность воспользоваться в корыстных целях его наследием. Подобно тому, как он сделал это сам, присвоив сундук Питера фон Лара. Жизнь кое-чему научила Филипса Ваувермана, сумевшего получить всемирное признание. Будем, однако, объективными: этого признания талантливый живописец добился не плагиатом единым.
http://www.mk.ru/numbers/1434/article45573.htm