Пропустить

Константин Дегтярев Три тысячи лет под седлом

Почему лошадь так красива? Во многом потому, что она является творением человека...

Константин Дегтярев Три тысячи лет под седлом

Сообщение Teri » 04 окт 2004, 15:53

Три тысячи лет под седлом

"С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча..."

Из арабской легенды о сотворении мира

Выражение "Россия - родина слонов" давно стало ироническим лозунгом домотканого патриотизма. Ну, не повезло нам со слонами! Зато оспаривать звание "родины лошадей" наша страна имеет полное право, поскольку впервые это животное было приручено где-то на границах России и Казахстана. Конечно, в те стародавние времена ни России, ни упомянутого государства еще не было и в помине, как не было еще ни славян, ни казахов, "ни эллинов, ни иудеев". Египтяне только-только начинали строить первые пирамиды, а на берегах Тигра и Евфрата мессопотамцы ставили первые клинописные эксперименты. Обитатели благословенных речных долин даже не представляли себе, какая гроза зреет на севере, в продуваемой ветрами Великой Степи.

Приручение

Там, на просторах от Китая до Венгрии носились многотысячные табуны диких лошадей-тарпанов. Вероятно, именно это животное, ныне истребленное, является предком современных чистопородных скакунов. Поначалу индоевропейцы, древние жители степи, не усматривали в дикой лошади ничего особенного, кроме разве что шкуры и "двух-трех центнеров диетического, легкоусвояемого мяса". Но вот кому-то пришло в голову, что ее можно запрячь. Или оседлать. Ход мыслей древних индоевропейцев по сей день вызывает жаркие споры в научном мире. Простая логика подсказывает, что вроде бы легче сначала оседлать, чем выдумывать колесо, повозку и все прочее, да вот беда: ни один ископаемый факт не подтверждает этого "легче".

В самом непритязательном изложении хронология "эры лошади" примерно такова: около пяти или шести тысячелетий тому назад начались робкие попытки приручения лошадей, но только к началу III тысячелетия до н.э. боевые повозки индоевропейцев загремели колесами на границах оседлого мира. Упряжная лошадь произвела эффект культурного метеорита, упавшего где-то к югу от Уральских гор, между Каспием и Аральским морем. Ударная волна завоеваний в считанные столетия докатилась до Китая, до Африки, до Атлантики, сметая народы и цивилизации, формируя современную этническую карту мира. Перед чудо-оружием индоевропейцев не могло устоять ни одно государство, покуда не обзаводилось такими же технологиями. Даже консервативный Египет, в котором диких лошадей отродясь не видели, был вынужден перевооружиться и вскоре запестрел изображениями фараонов, гордо рассекающих на колесницах.

Еще через тысячу лет, то есть примерно 3000 лет тому назад, завоевание остановилось в своих естественных границах, начались индоевропейские усобицы и войны с пограничными культурами. Колесницы к тому времени уже морально устарели, появился новый тип воина - конник, вооруженный (поначалу) луком со стрелами. Мифические люди-лошади, русские "полканы" (пол-кони) и древнегреческие кентавры, - отголоски того изумления, которое вызывали у соседних племен новаторы, впервые пересевшие с колесницы на коня. За ними было великое будущее.

Оснащение

Боевых лошадей холили, лелеяли и улучшали. Небольшая дикая лошадка в ходе нескольких столетий селекции превратилась (в том числе) в красавца - ахалтекинца, древнейшую чистокровную породу. О степени развития конного дела в те далекие времена красноречиво говорит объемный трактат (в 4 глиняные таблички) за авторством некоего Кикулли, начальника конюшен хеттского царя. Сей труд, записанный 3350 лет назад, практически слово в слово излагает английскую систему скакового тренинга XIX века. Настоящие профессионалы бывали во все века!

Таким образом, селекционную сторону конного дела человечество освоило весьма скоро, однако с виду куда более безыскусный технический аспект развивался чудовищно медленно. Уже во времена Кикулли не было никаких технологических препятствий к созданию конской упряжи в современном смысле этого слова и, тем не менее, она изобреталась... более 2,5 тысячелетий! Мучительно, колечко за колечком, ремешок за ремешком...

Возможно, первые всадники даже не пользовались удилами и управляли лошадью ногами и голосом, как это делали знаменитые нумидийцы (родом из Северной Африки) карфагенского полководца Ганнибалла. Те были минималистами в полном смысле: никакой сбруи, только конь и человек; однако именно эти голые дикари с дротиками сыграли важнейшую роль в победах над закованными в железо и бронзу римскими легионами. Конница, при правильном применении, даже в таком примитивном виде была страшной силой.

Первым изобретением, облегчившим верховую езду, были кожаные штаны, предохранявшие ноги всадника от жесткой шерсти и едкого пота. Более цивилизованные народы, почему-то считавшие штаны варварской одеждой, ездили на попонах. Скифы научились подкладывать подушечку, для удобства сидения, но до настоящего седла было еще далеко. Только через несколько сот лет, во II веке до н.э. парфянские (персидские) латники-катафракты пересели на конструкцию, напоминающую седло. Благодаря специальным "рукавам", в которые помещались ноги, человек и лошадь составляли монолит, настолько цельный, что при таранном копейном ударе один из противников валился на землю вместе с конем. Стремена были изобретены еще лет через пятьсот-шестьсот; они обеспечили всаднику опору в рукопашном бою, дали возможность рубить "сплеча". Чуть раньше появились подковы, решившие острейшую проблему повреждения копыт. До того лошадей приходилось специально тренировать, "набивая" копыта на круглых камнях, а упряжных лошадей римляне "обували" в железные башмаки.

Так уж сложилось, что эти благоприобретения примерно совпали по времени с крахом Римской империи, вместе с ее изощренной "пехотной" военной системой. Конница, оснащенная, наконец, весьма совершенной сбруей, окончательно возобладала на полях сражений. Теперь конный воин был слишком хорош, чтобы, напрягая извилины, выдумывать для него альтернативу: он мог сильно рубить, точно колоть, таранить конем; он сам и его лошадь были защищены прочным железным доспехом. Вооруженный таким образом всадник стал в своем роде идеальным воином, и все же еще пять-шесть веков уйдет на то, чтобы эта ужасная машина смерти осознала себя благородным рыцарем - где-то в "удивительном XI веке". Феномен рыцарства объясняют социальными причинами, благотворным влиянием христианства и распространением культуры. Все это верно, но нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что рыцарь ежедневно общался с прекраснейшим из животных, сотворенных на подмогу человеку, и не мог не перенять его благородные повадки. Лошадь - ключ к пониманию феномена рыцарства. Разве мы не становимся похожи на друзей, которых любим, которыми восхищаемся? Достоинства аристократии - верность, смелость, гордость - это ведь качества лошади благородных кровей!

Очарование

В силу своей уникальной способности к быстрому бегу, лошади резко выделились среди прочих домашних животных. Они стали помощниками в войнах и путешествиях, то есть в наиболее авантюрных и занимательных предприятиях человека. Уже одного этого достаточно, чтобы отношение к лошадям стало особым, уважительным. Но есть еще одна деталь, которая заставляет отказаться от грубого прагматического подхода. Лошадь - очень красивое животное, а сумма уважения и восхищения красотой способна родить сильнейшее чувство - любовь. Как правило, люди любят лошадей, и те отвечают взаимностью. Это изысканный, сентиментальный, совершенно платонический роман, однако его подоплека та же, что и в отношениях между мужчиной и женщиной. Даже само выражение "любить лошадей" употребляется не случайно. Язык - вековая мудрость народа, он обличает суть вещей. Если слово одно, значит и все его приложения восходят к единому знаменателю.

Почему лошадь так красива? Во многом потому, что она является творением человека. В процессе стихийной селекции добивались увеличения силы, скорости и выносливости, и очень скоро была отмечена связь этих качеств с внешним видом. Со временем утвердилась точка зрения, будто некрасивая лошадь не способна к быстрому бегу, в результате чего эстетическое совершенство стало важным критерием селекционного отбора. Человек влюблен в лошадь так, как художник влюбляется в свое произведение, лошадь - это Галатея от селекции. Восхищаясь своим "произведением", люди стали бессознательно примерять лошадиную эстетику "на себя", подражать идеалу, воплощенному в породистых скакунах.

Любой мужчина скажет, что женская нога с вытянутой вперед ступней смотрится красивее, чем нога со ступней в естественном положении. Балерины "тянут ножку", потворствуя эстетической установке публики. "Нет ничего красивее танцующей женщины и скачущей лошади". Танец на пуантах в точности уподобляет человеческую ногу лошадиной, ведь это животное "по жизни" ходит на цыпочках: копыто - это большой ноготь, а то, что обычно принимают за голень, с анатомической точки зрения - стопа. Обувь на шпильке, несомненно, преследует достижение того же идеала. А что находят в лошадях женщины? О, это интересный вопрос, но любая попытка рассмотреть его с позиций грубой мужской логики будет встречена справедливым негодованием заинтересованной стороны. Посему ограничимся сухим фактом: согласно опросам психологов, у девочек-подростков интерес к лошадям встречается примерно втрое чаще, чем у мальчиков. В этом несложно убедиться, если обратить внимание на половозрастной состав лиц, просящих денег "на корм лошадкам".

Следует признать, что помимо эстетического любования, в отношениях всадника и лошади присутствует и недвусмысленный чувственный элемент. Во-первых, это сам процесс верховой езды. В одном древнекитайском трактате о любви сказано: "Совокупление с женщиной подобно скачке на лошади с порванными поводьями". Очевидно, обратное тоже верно. Закомплексованным ханжам посадка и движения всадника (а тем более - всадницы) кажутся чем-то неприличным, отчего женщинам долгое время было запрещено ездить в нормальном седле. Во-вторых, это запах лошадиного пота, который некоторые эстеты (в основном - эстетки) находят возбуждающим. Парфюмеры-авангардисты даже делают на него намеки при составлении букетов запахов "для мужчин". В третьих, лошадь является воплощением неосознанной заветной тяги к гигантизму во всем, что касается половой деятельности, недаром сексуально активных мужчин называют "жеребцами", а крупных грубоватых женщин - "кобылами".

Все это говорит о том, что лошадь стоит в ряду эротических объектов на одном из первых мест после собственно лиц противоположного пола. Ничего ужасного в этом нет, психологи установили, что нечто подобное испытывают даже водители к своим автомобилям - что уж говорить о больших и теплых животных? Безусловно, речь идет о подсознательном влечении, в котором человек не отдает себе отчета и которое только в извращенных случаях проявляется в явной форме.

Наиболее четко мотив обожания четвероногого друга выражен в арабской культуре, в ней он доведен до высшего накала страсти. "Все беды, - от лошадей и женщин", утверждал пророк Мухаммед. И верно - нет такого безумства, которого не совершил бы средневековый араб ради обладания красивой женщиной или лошадью. Заметим, в отличие от европейцев арабы предпочитают ездить на кобылах, а к жеребцам испытывают что-то вроде ревности. Во всяком случае, жеребцы в арабской традиции отодвинуты на задний план и редко встречаются в качестве награды. "Счастье - это когда умная жена и плодовитая кобылица". Так, воину, попавшему в рай, обещана райская лошадь Маймуна (Счастливая), белоснежная, из благоухающего мускуса. Симптоматично, что тому же воину обещают аналогичных, белокожих и пахнущих мускусом райских дев - гурий. Пророку Мухаммеду для поездки из Мекки в Иерусалим была прислана с небес лошадь по имени Барак (Молния) с женским лицом. Очень трогательно выглядит умиление арабов "прическами" своих коней. "Счастье придано чёлкам лошадей" - это завет самого Аллаха и он же требует: "Не срежь челку лошади, ибо благопристойность в ней". Ну, казалось бы, какое дело всаднику до лошадиной челки? А вот какое - потому что красиво. Срезать челку - такая же обида и варварство, как обрить наголо жену.

Аристократия

В рыцарские времена окончательно оформилась европейская традиция эстетизации и морализации лошади. Это животное стало для всадника много большим, чем средство передвижения: прекрасной дамой, верным другом и воплощением больной совести. Зазвучал сугубо христианский мотив вины, сочувствия тяжелой лошадиной доле. Особым рыцарским геройством считалось завалить своего коня на копья пехоты, проломить его телом брешь для своих товарищей. Конечно, наездник при этом сильно рисковал, но его конь почти всегда погибал, доверчиво следуя приказу друга и властелина. Лошадь подавала пример самоотверженности, чувства долга и безотчетной преданности. Попав в "котел" европейской культуры, лошадь своим примером, потом и более всего - кровью создала аристократию в лучшем смысле этого слова. Впрочем, тот же процесс наблюдался и в Древней Персии, и в Греции, - слова "благородство" и "всадничество" в этих странах были синонимами. В семитской (арабской) традиции торжествует взгляд на лошадь, как на добычу и награду. В индоевропейской традиции акцент смещен в сторону дружбы, нравственной идеализации. По сути, та же разница между этими культурами наблюдается и по отношению к женщинам.

Что касается внешней эстетики аристократии, то и она всецело копирует лошадей. Осанка и жесты аристократа в высшей степени неестественны для человека, который, между прочим, произошел от обезьяны. Достаточно понаблюдать поведение первобытных племен, чтобы прийти к выводу, что естественные выразительные движения людей - это, скорее, размахивание руками, сутуловатость, активная мимика. "Воспитанный человек" ведет себя противоположным образом: смотрит прямо, высоко поднимает голову, руки держит по швам, ограничивает мимику холодной светской гримасой. Какая же это обезьяна? Это - лошадь...

В этой связи уместно вспомнить Джонатана Свифта, автора "Приключений Гулливера". Надобно знать тогдашнюю моду на мизантропию, чтобы верно оценивать его сочинения. Разочаровавшись в человеке, находя оскорбительным его сходство с обезьяной, Свифт ищет совершенства, как нравственного, так и физического - то среди лилипутов, то среди великанов, то среди ученых с летающего острова. И те, и другие, и третьи оказываются изрядными человекообразными козлами, "йеху". Наконец, Гулливер находит искомое в говорящих лошадях, гуингнмах, именно они оказываются абсолютным нравственным идеалом, примером для развращенного человечества.

Финал

Но вдруг все кончилось. Блистательная кавалерия была убита безжалостными пулеметами I-й мировой войны. Мир рушился: впервые за тысячелетия верной службы лошадь оказалась бессильна исполнить свое важнейшее предназначение - торжествовать на поле брани. Война, отрешившись от благородных кавалерийских начал, показала свое кошмарное лицо, забрызганное окопной грязью. Чадящие соляркой танки заменили кавалерию на полях сражений, и даже в крестьянском хозяйстве "железный конь пришел на смену крестьянской лошадке". Романтиков и философов повсеместно перемололи неумолимые государственные машины нового, безлошадного типа. Эра лошади, столь блистательно начатая пять тысячелетий тому назад, завершилась.

И все-таки она остается с нами. Когда мы хотим выглядеть достойно, мы копируем ее поступь и осанку. Если хотим жить достойно, копируем ее смелость, гордость и самоотверженность. Иногда мы встречаем лошадь на улицах города - и всегда провожаем глазами. Она навеки поселилась в наших сердцах и все, что нам кажется красивым, мы невольно сравниваем с нею. Право же, ради всего этого стоит как-нибудь отрешиться от суеты, прийти в манеж, прокатиться верхом, а на прощание обязательно шепнуть на ушко: "Спасибо"!

ПОДВЕРСТКИ

Народы и породы

О пристрастиях заводчика можно судить по его лошадям, об эстетике народа - по той породе, которая стала национальным достоянием. Например, орловская верховая лошадь "подтягивалась" под размер, необходимый, чтобы легко нести графа Алексея Орлова, мужчину большого и видного. Однако прославилась эта порода своей удивительной "лебединой" шеей, то есть соответствием известнейшему национальному эстетическому ориентиру. А вот знаменитого орловского рысака подгоняли под стандарт загадочной русской души, под тройку с бубенцами. Надо было, чтобы и рысью мог целый день бежать, и чтоб, когда дурь разыграется, пронестись стрелою, всем на зависть. Лошадка получилась замечательная - красивая, выносливая и резвая, истинно русская порода - и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Внешний вид арабских лошадей полностью подтверждает гипотезу о стремлении арабов видеть в своих скакунах прежде всего женщину. У "арабов", как у жеребцов, так и у кобыл - феминный тип внешности. Это небольшие, очень складные лошадки, кругленькие, собранные - действительно, очень женственные и красивые. В своем роде - самые красивые в мире, хотя и отнюдь не самые резвые, как считают многие. Наиболее "женственной" внешностью обладают внутрипородные группы "сиглави" и "кохейланы", последних особенно ценят за большие красивые глаза.

Машина для бега

Самое обидное, что орловца, в течение всего XIX века бравшего призы на бегах, "обошли" американцы, нация без малейших коннозаводческих традиций! Впрочем, именно в этом и заключался секрет успеха. Стоило отбросить устарелое представление, что некрасивая лошадь не сможет быстро бегать, и все тут же получилось! Американские рысаки, особенно самые первые, были настоящими уродами, но дистанцию в одну милю бегали со скоростью пули! Вот мнения о них европейских берейторов, приведенное в "Книге о лошади" князя Урусова. Англичанин: "отвратительнейшее и бесполезнейшее существо, порожденное извращенным национальным вкусом"; француз: "кажется, их стиснули между двух досок и растянули на все стороны"; немец: "мощная мускулатура зада при общей уродливости форм". Эта лошадь не могла бежать долго, не могла тянуть тяжелую повозку, была непригодна для верховой езды, но от нее ничего такого и не требовалось. Пробежал милю - свободен! Ну, разве это не характерно для американцев? Вам нужен результат? Вот, получите... У европейцев же до сих пор рука не поднимается сотворить чудо-юдо по американскому рецепту - слишком уж идеалистически относятся в Старом Свете к лошадям...

Конь маршала

Ужасное животное, на котором восседает маршал Жуков близ Исторического музея в Москве, выглядит злой пародией на американского рысака, который и сам-то не красавец. Поневоле возникает вопрос - а на какой лошади Жуков принимал Парад Победы на самом деле? На этот счет ходят самые удивительные слухи. Известные всему миру кадры кинохроники запечатлели красивого жеребца белой масти, с ярко выраженной "арабистостью". Несмотря на это, авторы многих публикаций "пересаживают" Жукова на коня буденновской или ахалтекинской породы, имеющих с "арабами" очень мало сходства. Но более всего противоречий возникает при установлении имени красавца. Версий множество, среди них: Полюс, Араб, Казбек, Символ, Цепкий, Вихрь. Остается предположить, что именно отчаяние ваятеля разобраться во всех этих преданиях вдохновило его на сотворение невиданного доселе чуда-юда.

На самом деле Жуков принимал парад на жеребце терской породы по имени Кумир, который "служил" в отдельном кавалерийском полку КГБ. Терские лошади имеют до половины арабской крови, они столь же красивы, но более крупные. Существует легенда, будто парад должен был принимать сам Иосиф Виссарионович, но на тренировке норовистый жеребец выбросил генералиссимуса из седла. Отец народов будто бы поднялся, отряхнулся и решил уступить честь победителя Германии матерому кавалеристу Жукову. Здоровье, мол, дороже. Анекдот забавный, но увы, не соответствующий действительности, - люди, непосредственно готовившие Кумира к параду, категорически отрицают какую либо попытку Сталина изобразить из себя кавалериста. С самого начала предполагалось, что парад будет принимать Жуков и скакуна подбирали специально для него, под его рост, вес и репутацию. Увы, у кремлевских конюхов оказалось больше художественного вкуса, чем у модного скульптора...

http://fershal.narod.ru
Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Вернуться в История лошади

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron