Скажи мне, во что ты веришь...
Религию кельтов принято называть первобытной. Любые попытки выстроить верования кельтов по схеме великих мировых религий, отыскать в них логику и иерархию, бесполезны и говорят о неверном понимании всей ее сути. Как и все древние религии, религия кельтов была неотделима от магии. Они верили, что магические силы пронизывают окружающий мир и влияют на все аспекты человеческой жизни. Эти силы можно использовать в своих интересах с помощью ритуалов, жертвоприношений и чтения вслух священных сказаний, которые побуждают богов снизойти до человеческих нужд.
Представления о загробной жизни кельтов по своей идее в чем-то близки египетской традиции. Римляне с изумлением отмечали, что кельт может дать в долг деньги в обмен на обещание получить их обратно в будущей жизни.
Наши знания о кельтских богах основываются в значительной степени на описаниях античных авторов, которые, естественно, стремились найти в них привычные черты. Однако следует помнить, что развитого, организованного, общепринятого пантеона, такого, как у греков и римлян, в кельтском мире не существовало. Кельты, как и многие древние народы, уделяли большое внимание числу «три». И современные исследователи выделяют три бросающиеся в глаза особенности кельтской религии: тройственность божественных образов, широкое распространение анималистических мотивов и восходящий к глубокой древности культ богинь-Матерей.
К числу этих богинь относят и Эпону - богиню-всадницу, которая чаще всего изображается сидящей на лошади боком, причем за ее лошадью следует жеребенок. Эпона была покровительницей всадников, а также, будучи покровительницей лошадей (особенно кобыл и жеребят), обеспечивала земледельческое процветание. Вероятно, из-за того, что ни один из богов греко-римского пантеона, ни Диоскуры, ни сам Марс, не имели таких тесных связей с лошадьми, как она, образ Эпоны был принят и имел большую популярность у римлян, особенно в армии, которая распространила ее культ вплоть до Италии, где календарь I в. н.э. отмечает ее праздник 18 декабря. Более того, Эпона была одним из двух кельтских божеств, которых почитали даже в столице империи - Риме.
Вообще образ лошади был необычайно распространен в религии и мифологии кельтов. Лошадей связывали не только с волнами моря, которые скачут подобно коням, а пена на их гребнях уподобляется конским гривам, но также и с водами почвы. Но и те, и другие воды соотносятся с загробным миром, и лошадь уже выступает не только в качестве демона загробного мира, но и в качестве проводника душ в кельтских святилищах юга Галлии. До сих пор в фольклоре кельтских народов скачут водяные лошадки - чудесные животные, которые обитают в воде: келпи, ракушники, кабилл-ушти, эх-ушки, агиски и брэги... Нрав у каждого свой, но объединяет их одно - привычка заманивать людей и прыгать вместе с седоками в воду. Для людей эти прыжки заканчиваются по-разному: кто отделывается купанием, а кого и съедают.
Самая известная из водяных лошадок - келпи, обитающая в шотландском фольклоре. Келпи селится в реках, избегая озер и морей. Это оборотень, способный превращаться в других животных и человека. Когда ему удается искупать своего седока, келпи с грохотом и ослепительной вспышкой исчезает. Но когда келпи чем-то рассержен, он становится кровожадным - разрывает свою жертву на кусочки и пожирает. Есть у келпи еще одно развлечение: он может принимать обличье прекрасного принца и соблазнять девушек. Узнать его можно только по мокрым, с запутавшимися водорослями, волосам. Девушки, будьте осмотрительны с прекрасными принцами!
Кельты создали своеобразное и великолепное искусство, которое сумело противостоять обаянию античного искусства и на протяжении многих веков озаряло своим блеском человеческую цивилизацию.
А.Юбер, крупный исследователь кельтской культуры, называет кельтов «факелоносцами древнего мира». По его словам, кельты выступали в роли цивилизаторов. В качестве посредников они принесли в Центральную Европу греческую цивилизацию, не забыв при этом обогатить и собственную культуру.
Кто из нас не любовался завораживающим переплетением кельтского орнамента? И все, вероятно, не соотнося это с кельтской традицией, знакомы с такими воплощениями природных и магических сил кельтов, как эльфы, фейри, Пак, Робин Добрый Малый и др.
В этом и состоит еще один феномен кельтской культуры, что по сию пору она не только присутствует рядом с нами, но и оказывает на нас свое влияние.
Галина Иншакова