Пропустить

Истоки и традиции коневодства в России

Почему лошадь так красива? Во многом потому, что она является творением человека...

Истоки и традиции коневодства в России

Сообщение Teri » 30 ноя 2007, 17:20

История Российского коневодства имеет свои особенности. Основной очаг одомашнивания лошади находился на просторах современных Сибири и юга европейской части России. По своим климатическим и географическим условиям отдельные регионы столь огромного пространства отличались между собой довольно значительно, благодаря чему создавались условия для внутривидовой дифференциации домашней лошади тех времен. Все это привело к образованию разнообразных пород, что обогащало практику разведения лошадей, способствовало умелому ведению коневодства.

Первыми совершенствовали лошадей народы Древнего Востока, населявшие территорию к северу от стран Двуречья. В VII – VI в. до нашей эры лучшие в мире несейские лошади Персидского царства. Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю, особенно Бактрия, простиравшаяся до южных районов современных Узбекистана и Таджикистана.

В конце первого тысячелетия до н.э. славу несейских лошадей унаследовали кони Парфянского царства, образовавшегося на месте Бактрии (юг современных Туркмении и Узбекистана, а также север Ирана и Афганистана). Сила и выносливость лошадей были основой боевой мощи парфянской конницы.

Развитым коневодством обладали и древние народы Закавказья. На территории Армянского нагорья лошадей использовали для езды верхом и перевозки вьюков еще в третьем тысячелетии до н.э., а в середине второго тысячелетия их запрягали в боевые колесницы. Коневодство в лесной полосе Восточной Европы отличалось от степного, в первом тысячелетии до н.э. лошадей здесь использовали в основном на мясо. В первых веках н.э. лошадей здесь стали применять в военных целях как транспортных, а с развитием землепашества и как рабочих.

Таким образом в степях Западной и Восточной Европы лошади отличались выносливостью и могли совершать длительные переходы, так шло становление степных пород лошадей. В южных степях сформировались также степные лошади, но они имели больше верховых достоинств. В северной и северо-западной зоне восточно-европейской части страны сформировались породы лесного типа. Возникшее разнообразие типов домашних лошадей, обусловленное внешними факторами, а также различными методами разведения, кормления и содержания, впоследствии закрепилось наследственно. Это и стало основой совершенствования пород лошадей.

Начало становления отечественного коневодства относится к концу X столетия. В Древней Руси были лошади разных пород, как местных, так и привезенных с Востока и Запада. К XIII веку коневодство на Руси достигло значительного развития. Самые многочисленные табуны принадлежали князьям. Потребность в лошадях была постоянно высокой из-за войн, которые почти непрерывно вели между собой удельные князья. Русская конница в домонгольский период была немногочисленна, что послужило одной из причин поражения в сражениях с монголо-татарскими завоевателями. Монголо-татарское нашествие XIII века, разорившее и поработившее Русь. Губительно сказалось на коневодстве. Особенно пострадали южнорусские княжества, а это не могло не отразиться и на коневодстве Средней и Северной Руси, куда улучшенные лошади попадали главным образом из Киевского и других южных княжеств. В это же время прекратилось поступление восточных лошадей. Не желая походить на быстрых татарских наездников, русские князья предпочитали ездить шагом на тихоходных, массивных лошадях, которых получали путем отбора при обильном кормлении.

Прошло много времени, пока русское коневодство оправилось от разорения. Нескоро менялись и представления о полезных качествах лошади. Первыми, кто оценил преимущества легких лошадей для военных целей был князь московский Д.И. Донской для своей конницы он использовал степных лошадей. Таким образом татарские лошади, но облагороженные прилитием восточной крови, способствовали улучшению русской породы.

Коневодство в Московской Руси.

На Руси существовали две породы верховых лошадей: русская улучшенная (главным образом в центральных и западных областях) и татарская (на окраинах татарских земель). Определенную роль в создании разнообразных русских пород сыграли поступившие с Запада через Великий Новгород ливонские клепперы и литовские жмудки. Для обеспечения великокняжеских конюшен огромным количеством первоклассных лошадей, недостаточно было покупок от татар, нужны были собственные конные заводы, которые и были учреждены.[13, 17]

Первые конные заводы

Один из первых отечественных конных заводов был основан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве. Задачей конных заводов было лишь разведение пользовательных лошадей высокого качества для нужд их владельцев. Целью разведения было получение улучшенных русских лошадей крупного роста («боярские лошади»).

В Московском княжестве вплоть до Петра Первого ценился медленный шаг лошади. Иначе было на окраинных землях и в степи. Здесь татары и казаки высоко ценили резвых лошадей. На южных рубежах, на Украине спросом пользовались верховые кони, а в северных землях, где в длинные зимы ездили на санях, была потребность в резвой упряжной лошади. В соответствии с требованиями практической жизни еще в отдаленные времена была заложена основа создания на юге донской и украинской верховых пород, а в казанском царстве – казанок, выносливых и резвых лошадей. В начале XVII веке насчитывалось 13 конюшен, а затем 16. огромное поголовье лошадей содержали народы, населявшие окраины России: Украину, Дон, Кубань, восток – это Урал и Сибирь.

Войны которые вела Россия при Петре I требовали конских пополнений. Также строительство столицы Санкт - Петербурга, Кронштадской крепости – требовали больше лошадиной силы. Вследствие этого конные заводы пришли в упадок. Постепенно исчезла порода русских (боярских) лошадей.

XVIII веке начали принимать меры по восстановлению конных заводов. Например, был основан завод в селе Бобровском на р. Битюг в Воронежской области. Здесь была выведена русская утяжеленная рабочая порода – битюгская.

После смерти Петра Первого были придворные конные заводы. Их задачей оставалось обеспечение императорского двора пользовательными лошадьми.

В 1739 году было основано десять новых конных заводов: Бронницкий, Хорошевский, Павшинский, Гавриловский, Даниловский, Сидоровский (Костромской уезд), Всегоднический (Владимирская губерния), Скипинский (Рязанская губерния), Богородицкий (Тульская губерния), Шелковский (до нашего времени не сохранился).

Придворные конные заводы не обеспечивали лошадьми русскую армию, конские наборы с населением продолжались. Поэтому была начата организация государственных военно-ремонтных заводов. В середине XVIII века в России началась быстрое развитие частного коннозаводства. Этому способствовал указ об отмене принудительных конских наборов. Однако конезаводчики предпочитали верховым чистокровным породам, более крупных и недостаточно работоспособных.

Оценивая итоги русского коннозаводства второй половины XVIII века, необходимо признать, что, несмотря на бурный рост численности конных заводов, задача улучшения коневодства в стране осталась невыполненной.

В создании первых отечественных заводских пород нужно отметить деятельность Орлова - Чесменского. Сначала свою работу по созданию орловской породы он вел в Подмосковье, но позже завод был переведен в Воронежскую губернию (1776 г.). Причиной этому послужил более суровый климат Подмосковья. В Хреновом заводе орловские рысаки были выведены на основе арабского жеребца и датской кобылы. Продолжателем Орлова был Шишкин. К 1850 году во всех российских губерниях возникло множество частных рысистых заводов, их число приближалось к ста. В результате столь бурное развитие коневодства обеспечило дальнейшее процветание рысистой породы.

Первые отечественные ипподромы

1834 год – год основания Центрального Московского ипподрома. В 1838 году бега проходили уже в 24 городах. Постепенно совершенствовались и условия испытаний.

Рысаков разводили не специально для спорта, а как высококлассных экипажных лошадей, поэтому и испытывали их в русской дуговой упряжи, зимой в санках, а летом в беговых дорожках. Устраивали и состязания троек. Большое значение придавали не только правильности, но и красоте хода. В 1836 году была издана первая русская племенная книга.

Тяжелые войны, которые Россия вела в начале XIX века, особенно Отечественная война 1812 года, потребовали много лошадей. Начали иссякать казавшиеся неисчерпаемыми ресурсы степных украинских лошадей. Возникла проблема восстановления военных конных заводов. В это же время возникла необходимость улучшения массового коневодства, основой которого все еще оставалась беспородная слабосильная крестьянская лошадь.

Создавались земские случные конюшни: Саратовская, Тамбовская, Воронежская, Харьковская, Екатеринославская, Херсонская, Полтавская, Могилевская и Вологодская – в 1843 году. В 1844 – 49 гг.: Пермская, Вятская (Кировская), Сибирская, Орловская, Тульская, Черниговская, Курская, Рязанская, Подольская. Пензенская, Оренбургская, Виленская, Ярославская, Бессарабская.

В 1860 – 70 гг. уже не придавалось значение нарядности экстерьера кавалерийской лошади, а внимание обращали на силу и выносливость. Самыми выносливыми считали степных лошадей. Открыты три конюшни: Оренбургская, Кустанайская, Тургайская. В 1890 году открыта первая в Сибири заводская конюшня – Томская. Развивался и конный спорт, который имел военно-прикладное значение.

Конюшни действующие в наши дни

Говоря о преобладании мелких и слабосильных лошадей среди крестьянского конепоголовья, нужно сказать и о достижениях и огромных ресурсах отечественного коневодства в годы предшествовавшие первой мировой войне.

В России действовала система государственного конезаводства, включавшего шесть конных заводов (Хреновский, Деркульский, Новоалександровский, Лимаревский, Стрелецкий, Яновский) и Лавровский завод рысистых лошадей (Тамбовская губерния) 1888 г. открыт Дубровский завод, где была сохранена орлово-ростопчинская порода, выращивались рысаки и ардены. Все названные конные заводы сохранились и до наших дней. Наряду с чистокровными и полукровными верховыми лошадьми, орловскими и орлово - американскими рысаками разводили отечественные породы – донская, кабардинская.

Тяжеловозов импортировали в Россию во второй половине XIX века. Бельгийских брабансонов и английских клейдесдалей в районы Владимирской, Ивановской областей. На базе этих пород были выведены советская и владимирская породы тяжеловозов. В Западной Сибири разводили утяжеленных лошадей рабочепользовательного направления – кузнецких.

Разведение древних восточных пород: в Средней Азии – ахалтекинская, иомудская, карабанская. На Кавказе – карабахская. Местные породы: лесные – вятская, тавдинская, печорская. Мезенская – север и восток европейской части России, эстонская и жмудская на западе, приобская, нарымская, якутская – Сибирь. Степные: башкирская, минусинская. Горные: киргизская, алтайская. Кавказ – азербайджанская, мергельская. С этим обилием конских ресурсов и одновременно с нищетой безлошадного крестьянства Россия вступила в 1914 год в империалистическую войну.

С помощью лошади в России выполнялись все полевые работы, лошадь использовалась в промышленности, лесозаготовках и других отраслях народного хозяйства. Была незаменима при обороне страны. Первая мировая война нанесла огромный ущерб коневодству, а вскоре развернувшаяся и гражданская война. Многие конные заводы были разграблены, таким образом отечественное коневодство сильно пострадало. После семи военных лет первые советские конные заводы создавали на территории России в Тамбовской области Новотомниковский и Лавровский заводы, Рязанская область Старожиловский завод, Орловская – Злогинский, Тульская – Прилепский. Восстанавливались: Хреновский – Воронежская область, Починковский – Горьковская. Все эти заводы за исключением Чесменского (который чистокровного направления) разводили рысаков. На Украине и Северном Кавказе разводили верховых – Терский, Деркульский, Стрелецкий, Новоалександровский – Украина. Организованный Иссык - Кульский конный завод разводил донских лошадей. В Полтавской области восстановили Дубровский завод с рысистым направлением. Результатом все этой работы по воссозданию коневодства было: организация Всесоюзной сельскохозяйственной выставки на которой было представлено 27 пород лошадей.

20-е годы XX столетия характеризуются становлением российского коневодства, после же 20-х годов, как и в других странах мира, под влиянием научно-технического прогресса и прежде всего механизации сельского хозяйства начался космический спад – сокращение численности лошадей. Вытеснение лошадей из сферы сельскохозяйственного производства стало возможным с появлением автомобилей, тракторов, комбайнов. Это вызвало тревогу, стали создаваться коневодческие совхозы. В 1930 году был образован первый всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства. Создавались военно-ремонтные конезаводы, например, им. Буденного (донские лошади), им. Фрунзе (черноморские). Задачей конного спорта была лишь подготовка всадника и коня к обороне, то есть выполнения требований (преодолеть метровый барьер , препятствия необходимые в боевой обстановке). С 1935 г. организовались государственные племенные рассадники коневодства: Кировоградский, в Ростовской области – Сальский, Курский, Горьковский и Мордовский разводили тяжеловозов. К 40-вым годам с учетом лошадей Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик – насчитывалось 21 млн. голов.

В начавшейся Великой Отечественной войне потери лошадей были огромны. С Украины и Северного Кавказа, где были конные заводы верхового направления, не успевшие эвакуироваться, немцы вывезли ценное племенное поголовье в Германию. По окончанию войны вернувшиеся из эвакуации конные заводы с большими трудностями налаживали свою деятельность. После войны с 1945 – 1953 год шло активное восстановление коневодства. В результате план развития коневодства был перевыполнен. В стране насчитывалось 160 крупных конных заводов. 147 заводских конюшен, 63 госплемрассадника, более 5 тысяч племенных конеферм, примерно 100 ипподромов. После войны велись работы по выведению новых отечественных пород лошадей. Первой отечественной породой стал русский рысак. Была создана владимирская тяжелоупряжная порода, буденовская, терская (Ставропольский край), торийцы – упряжные лошади выведены в Торийском конном заводе, кустанайская порода (Казахстан), латвийская упряжная. В 1952 году утверждены породы: русский и советский тяжеловозы. Русский тяжеловоз Новоалександровский завод (Ворошиловградской области), Кудринский (Пермской), Красноармейский (Свердловской). Советский тяжеловоз выведен в Починковском и Мордовском конных заводах.

Все большее оснащение сельского хозяйства в 50-х годах механическими двигателями с каждым годом уменьшало участие лошадей в различных работах. Поэтому возникла возможность использования лошадей в качестве продуктивных животных. Происходило развитие конного спорта, в нем отпала необходимость в военизированных состязаниях, они стали носить чисто спортивный характер. Именно в это время появилось молочное и мясное коневодство и кумысоделие. Лошадь стала давать кожу, волос, их использовали в качестве донора в биологической и медицинской промышленности (получают лечебную сыворотку, применяемую для борьбы со столбняком, дифтеритом). Мясное коневодство развивалось в Казахстане, Киргизии, Бурятии, Якутии. Производство кумыса велось в Киргизии и Башкирии.

Из выше сказанного видно, что численность лошадей в России на протяжении XX столетия менялась в точном соответствии с происходящими общественными и социально-экономическими процессами. В границах нынешней России в начале века насчитывалось 20,2 млн. лошадей.

В период гражданской войны поголовье лошадей было частично истреблено и сократилось до 12,6 млн. голов в 1922 году. Оживление экономической жизни в период НЭПа послужило причиной восстановления поголовья и к 1929 году составило 18,1 млн. Процессы связанные с раскулачиванием крестьянства привели в 1935 году к сокращению голов до 8 млн. В предвоенную пятилетку было вновь частичное восстановление численности лошадей, 1941 году – 11,3 млн. лошадей. В Великую Отечественную войну численность достигла в 1946 году – 5,2 млн. В послевоенные годы меры принятые по развитию коневодства обеспечили к 1954 году увеличение числа лошадей до 8,1 млн. Затем поголовье неуклонно сокращалось. В 1965 году насчитывалось – 4 млн. лошадей, в 1975 – 3,1 млн., а в 1980 осталось всего 2,5 млн. В 1981 году численность стабилизировалась – 2,6 млн. голов.
Изображение

Teri
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 9867
Изображения: 58
Зарегистрирован: 07 янв 2004, 06:30
Откуда: Москва

Вернуться в История лошади

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron