Телега впереди лошади
Петр Иванович Толкачев — не специалист в области коневодства, не аграрий, не технарь, он — врач поселковой больницы Ломоносовского района Ленинградской области. Толкачев изучил историю использования гужевого транспорта и разработал варианты живосильной техники.
Первый опытный образец коневоза Толкачев сделал сам. Коневоз был успешно испытан, получил положительные отзывы специалистов по теоретической механике Министерства путей сообщения.
В коневозе используется телега на резиновом ходу. К передней оси с поворотным кругом вместо оглобель приваривают раму из труб с тележкой впереди, снабженную управляемыми колесами, рулем, сиденьем для водителя и тормозной системой. С правой стороны рама имеет съемную штангу. Лошадь обряжают сбруей из хомута (можно заменить удобной шоркой), соединенного со шлеей. К хомуту за гужи привязывают передние постромки, а к шлее — задние. Съемная штанга поднимается, и лошадь в сбруе заводится в раму: передние постромки, каждая по своей стороне, крепятся за крюк к задней балке рамы, а задние — к передней балке рамы. После этого съемная штанга ставится на место и закрепляется. Она жестко держит форму. Водитель садится за руль, подает лошади привычное понукание (шагом вперед, рысью, шагом назад) и с помощью рулевой системы точно держит направление движения транспорта, что исключает неповиновение лошади. Лошадь гибко связана с рамой передними и задними постромками, которые не дают конечностям ударяться о раму. При движении вперед лошадь давит на хомут — передние постромки натягиваются и передают тяговое усилие на заднюю балку рамы — коневоз движется вперед. При движении назад лошадь давит на шлею — задние постромки натягиваются и передают тяговое усилие на переднюю балку рамы — коневоз движется назад.
Первый коневоз был выполнен кустарно, без инженерного расчета кинематики ходовой части, подвижных, жестких и прочих узлов, однако транспортная работа (перевозка сена, навоза, дров и пр.) выполнялась с большей безопасностью, чем при езде на гужевой телеге. Особенно это заметно на шоссе с интенсивным движением грузового автотранспорта.
Приучать лошадь двигаться в коневозе не пришлось. Она стояла в нем свободно, совсем не как в оглоблях, которые давят ей на бока и ударяют по задним ногам. Тележка с водителем не мешала ее движению.
Опыт работы на экспериментальном коневозе научил многому. В первую очередь стало ясно, что необходима научно-техническая разработка коневоза. Эта задача для кустаря непосильна, как ни старайся. Ходовая часть от автомобиля или трактора тяжеловата для такой модели. В перспективе живосильная технология позволит разработать модуль «конного трактора» для перемещения рабочих органов: плуга, окучника, сеялки, рассадо-посадочной машины и пр. При пахоте на таком «тракторе» человеку за лошадью ходить не надо: он располагается на конструкции, которая подвижно соединена с плугом. Для этого нужны мощные лошади с широким шагом и высокой резвостью. Живосильная технология особенно выгодна для обработки земли и обслуживания фермы при компактно устроенном хозяйстве.
Мелкому товарному сельхозпроизводителю, у которого до 12 га земли, тягловые животные могут выполнить весь цикл работ. Им, живым энергоносителям, всегда найдется подножный корм, а во время тяжелой физической работы — овес, ячмень, комбикорма. Затраты на содержание животных будут меньше, чем на техобслуживание моторной техники.
В настоящее время есть институты и предприятия, которые заинтересовались разработкой и производством живосильной техники. Но неизвестно, когда выйдет в поле первый конный трактор, потому что на его изготовление нет денег.
Может быть, откликнутся на мой призыв те, у кого есть деньги и кто готов дать их на воплощение этой идеи. Как автор изобретения не сомневаюсь в успехе живосильной техники.
Петр ТОЛКАЧЕВ
журнал «Животновод», 1998