Пропустить

Лошадь в традициях Литвы

Почему лошадь так красива? Во многом потому, что она является творением человека...

Лошадь в традициях Литвы

Сообщение Молния » 30 июн 2007, 00:45

Обычай поклонения лошади в Литву пришёл вместе с индоевропейцами, которые их приравнивали к богам, позже считали святыми божескими животными.
Почти у всех литовских языческих богов были лошади. Солнце по небу разъежало на тележке, в которую были запрежены трое лошадей: алмазная, золотая и медная. Жеребец Пяркунаса, пролетая по небу, оставлял огненный след - молнию. Конь, способный превратиться в вихорь и плевать огнём, был у айтвараса (домового). Черти и ведьмы на свои сборища слетались на вороных лошадях, а заботились о лошадях и их стерегли маленькие человечики - домовые.
В народном искусстве до наших дней сохранились коньки. Украшали ими крыши домов, улей, сбрую, прялки, двуспальные кровати...
Древние литовцы лошадь всегда считали необыкновенной, не ели её мяса, верили, что она может говорить человеческим голосом, предупредить об опасности, помочь попавшему в беду. Верили, что лошадь предчувствует смерть хозяина или другого члена семьи (если ногой роет землю).
Даже масть лошади могла повлиять на судьбу человека. Советовали девушкам, долго не выходившим замуж, считать встреченных сивых лошадей. Если сосчитать до 99, то на 100-ой приедет сват с женихом.
Не менее важно было и то, какая лошадь первая проедет через деревню утром святого Рождества. Если сивая (серая) - девушки в этом году сватов не дождутся. Плохой приметой был и незнакомый человек, в Рождество проежавший через деревню на сивой или негой лошади.
Даже к самым близким нельзя было ехать на чалой лошади - думали, что такая лошадь приносит несчастье.
Необыкновенные мощи (силы) литовцы придавали голове лошади и даже копытам. Ещё в ХIХ в. в Аникщяйском крае был обычай закопать голову павшей лошади под столом или возле печи - так надеялись уберечься от болезней.
Во многих местах Литвы в сочельник хозяин на печь клал недоуздок - это должно было уберечь животных от болезней. Желая, чтоб родился сын - наследник хозяйства, мужчина под подушку клал узду.
Во время крестин ребёнка выносили на двор и давали понюхать коню - это уберегало ребёнка от простуды.
Эпископ и поэт Антанас Баранаускас в 1858 г. описал, как молодёжь Аникщяйского края праздновала крестины жеребёнка. Из гороха, мака, конопли и мёда девки деревни готовили специальное блюдо, варили водку с мёдом, приглашали парней и праздновали.
Земледельческие обряды также не обходились без лошади. В Великий Четверг пасхальной недели лошадей купали, чтобы целый год они были здоровые и резвые. Принесённый в Великую субботу освящённый огонь решал крепость и быстроту лошадей, поэтому каждый хозяин старался это сделать первым.
23 апреля - день св. Георгия - праздник лошадей. В тот день запрещалось пахать, сеять, прикасаться к земле, в противном случае град мог побить хлеба, звери порезать животных. Коней купали в реках и озёрах, а хлева и кормушки окропляли кровью петуха или ягнёнка. Купание охраняло от бедствий не только лошадей, но и хозяев, а кровь отпугивала ведьм от коней.
В первую пахоту коней окуривали дымом рябины, можжевельника, ракиты и крапивы, чтобы уберечь от злых духов. Старались, чтобы первую борозду провела кобыла, тогда земля будет влажной.
Во время жатвы, когда привозили первую подводу ржи, хозяин венок окончания работ давал понюхать самому красивому коню, надеясь, что урожай будущего года будет таким же красивым и хорошим, как конь. Лошадей угощали хлебом первого урожая.
Жизнь-игра, задумана хреново, но графика обалденная!

Молния
Games moder
Games moder
 
Сообщения: 5098
Зарегистрирован: 27 апр 2005, 14:42
Откуда: Н.Новгород

Вернуться в История лошади

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron