Пропустить

Транспорт для Деда Мороза | Тройка в упряжке

Почему лошадь так красива? Во многом потому, что она является творением человека...

Транспорт для Деда Мороза | Тройка в упряжке

Сообщение Молния » 06 мар 2007, 20:50

Изображение

На чем приезжает в гости Дед Мороз? Ответ один – конечно, на тройке! Хотя существуют версии о северных оленях, белых медведях и авторефрижераторах, но тройка – безусловный лидер. А вот на чем приезжал Дед Мороз к нашим пра-пра-прадедушкам?

То, что мы сегодня называем «троечной запряжкой», появилось в середине XVIII века. Казалось бы, как же так?

Национальный, можно сказать, вид транспорта. Насчет «национального» верно, ибо больше нигде подобный вид запряжки не применяется. Но надо сделать оговорку: наш транспорт – не только тройка, а дуговая запряжка вообще. До России никто и нигде не запрягал лошадь подобным образом. Но узнав от россиян об этом способе, капризный Запад, а также Юг и Восток не взяли его на вооружение. А зря! Ибо кпд у дуговой запряжки не в пример выше, чем у других – шлейной, например, или дышловой. К тому же, если нет дуги, некуда вешать колокольчик. Придется на запятки какого-нибудь герольда с трубой сажать. И будет дудеть он, сердешный, всю дорогу у седока над ухом... Кстати, колокольчик на Руси был положен исключительно почтовой службе. Простым обывателям специальным царским указом применять их запрещалось.

Конечно, колокольчики-бубенчики не главное. Важно то, что дуговая запряжка в наибольшей степени щадит лошадь. За счет седелки вес влекомого груза равномерно распределяется между грудью, плечом и спиной. На неровной дороге (для России это всегда было актуально) дуговая запряжка отлично гасит колебания возка, не травмируя лошадь, которая к тому же не так устает.

Появление тройки, быстро ставшей в России основным средством связи и основным пассажирским транспортом, именно в ХVIII веке было обусловлено многими причинами. Во-первых, раньше в столь скоростном средстве передвижения просто не было нужды – традиционная российская неспешность плюс отвратные дороги да еще странный обычай: чем знатнее был боярин, тем медленнее он передвигался – в санях ли, верхом ли. А во-вторых, просто не было на Руси быстрых лошадей. Сказочный Сивка-бурка – он сказочный и есть. Среднестатистическая лошадка времен царя Бориса – невысокая (около 130 см), ширококостная, небыстрая на ходу.

Выносливостью лошадь тех лет тоже не отличалась – зачастую на пахоте не могла в одиночку тянуть соху, так что приходилось впрягать пару.

А «степные аргамаки» стоили бешеных денег и, кроме того, обладали ярко выраженным верховым типом, то есть совершенно не годились в упряжку.

Лишь петровские реформы потребовали отличной и бесперебойной системы связи. Началось улучшение имевшихся дорог, строительство новых, понеслись во все стороны курьеры и фельдъегери, развозя приказы, указы да грамоты. Впрочем, «понеслись» – не то слово. Лошадка, что несла службу в каком-нибудь драгунском полку, ничем не отличалась от крестьянской. И лишь в 60-х годах ХVIII века появилась в России лошадь новой породы, годная «и под воду, и под воеводу» – орловский рысак.

Кто первым догадался запрячь в саночки трех лошадей рядком – сейчас уже не узнать. Но вскоре полетели по всем дорогам резвые тройки...

Из всех типов запряжек тройка – самая скоростная. Коренник в центре, по бокам – две пристяжные. Коренник - рысак, обычно более массивный, с устойчивой ровной рысью. Он задает темп и направление. Основная тяжесть либо распределяется поровну между лошадьми, либо передается пристяжным, которые часто, в отличие от коренника, идут галопом – все зависит от искусства кучера. Чаще всего пристяжные как бы «ведут» коренника.

Основное достоинство тройки – скорость. Фельдъегерю, например, требовалось около суток, чтобы доставить «стафет» из Петербурга в Москву. Разумеется, 600 верст без остановки лошади пробежать не могут. Поэтому по дорогам стояли «ямы» – постоялые дворы и станции смены лошадей, где всегде наготове стояла дежурная тройка. Заслышав вдали колокольчик, смотритель бежал выводить подставу. А долго ли курьеру с возка на возок пересесть? По хорошо укатанному снегу тройка могла развить до 60 км/ч! Простому путешественнику, правда, вне очереди лошадей не предоставляли. Приходилось порой и посидеть, и подождать на постоялом дворе. Но даже если свободная тройка и имелась, иной путник успевал перекусить, а то и вздремнуть, пока эту тройку запрягали, или «закладывали».

«Русские медленно запрягают, но быстро ездят». Поговорка отражает не только «загадочный русский характер», но и конкретный технологический процесс. Если со шлейной запряжкой справиться довольно легко, то дуговая, пуще того – троечная требуют много времени, а также очень и очень высокой квалификации. Достаточно сказать, что тройку запрягает конюх вместе с помощником, хотя с любой иной запряжкой вполне справляется один человек.

Кстати, по поговоркам можно научиться запрягать лошадь, как по учебнику. Лично я так и учился: «супонь» - то, что затягивают, «засупонивают»; надевание гужей требует изрядной силы и сноровки, поэтому «взялся за гуж - не говори, что не дюж!»; шлея, не позволяющая на спусках телеге накатываться на задние ноги лошади, проходит где-то в районе «кормы», поэтому подгоняют ее таким образом, чтобы под хвост не попадала. Попадет шлея под хвост – сами знаете что бывает.

Трудно провести грань – что же такое русская тройка – ремесло или искусство? Откройте «Юнкеров» А. И. Куприна. Вот как он описывает зимнее катание на тройках: «Кучер чуть шевельнет пальцем, и тройка, послушная его движению, то собирается, то расходится веером по дороге, как ровно, высоко держа голову, летит коренник, как стелются по снегу пристяжки, по-лебяжьи выгнув головы на стороны!». Да, это искусство!

Раньше тройку можно было увидеть на ипподроме, где проводились их состязания, а сейчас ржавеют без дела легкие саночки, сидят без работы опытные мастера-"троечники" – у ЦМИ нет денег. А ведь какие есть мастера! В их руках не только лошади птицей летят, любое «конное» дело спорится. Даже дугу для запряжки опытный мастер гнет сам. И представьте, эти самодельные дуги, предназначенные для легких беговых саночек, выдерживают вес огромного груза на тяжеловозных испытаниях.

Хотя покататься на тройках на ипподроме пока еще можно, в основном в дни каких-нибудь праздников. Катают желающих и на ВВЦ. Русская тройка – пожалуй, последнее «достижение народного хозяйства», оставшееся на этой выставке. Если поискать, то можно найти тройку и в одной из частных подмосковных конюшен, и в каком-нибудь совхозе у рачительного председателя.

Да, искусство. Но искусство умирающее. Не нужна никому оказалась в наш рыночный, а точнее, базарный век птица-тройка. Разве только найдется какой богатый меценат-оригинал, любитель старины, купит тройку рысаков. Кстати, если не брать в расчет финансовую сторону и то, что хорошо съезженную тройку сегодня днем с огнем не найдешь, содержать трех рысаков где-нибудь за городом не так уж и сложно. Лошади эти добронравны, красивы, неприхотливы к условиям содержания, работать их можно и под седлом, а в экипаж или саночки достаточно запрягать раз-два в неделю, чтоб не отвыкали рядом бегать. К тому же всегда можно найти конюшню, где за соответствующую плату вашим лошадям будут предоставлены подобающие содержание и тренинг. Единственное, о чем следует помнить, – тройка сугубо пассажирский вид транспорта, своего рода «легковушка», так что возить на ней сено не надо. Да и вообще – если есть возможность и желание завести себе «выезд», пригласите опытного кучера. Новичок с тремя лошадьми в экстремальной ситуации не справится. А найти сегодня хорошего мастера, мастера высочайшего класса, все еще можно. В отличие от хорошо съезженной тройки.


http://www.motor-media.ru
Жизнь-игра, задумана хреново, но графика обалденная!

Молния
Games moder
Games moder
 
Сообщения: 5098
Зарегистрирован: 27 апр 2005, 14:42
Откуда: Н.Новгород

Вернуться в История лошади

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron