Страница 1 из 1

Человек, оседлавший мечту...… (статья)

СообщениеДобавлено: 17 апр 2004, 14:51
Teri
Человек, оседлавший мечту...…
Изображение
... С такой внешностью, как у него, даже при всем желании просто невозможно затеряться в толпе. Грива смоляных волос, ястребиный прищур светлых глаз, резкие и энергичные черты загорелого подвижного лица, живая жестикуляция, высокая ладная фигура, каждое движение которой пронизано этакой хищной плавной грацией – грацией не то индейского вождя, вышедшего на тропу войны, не то скифского наездника с древней золотой чаши... И общаться с этим человеком – тоже, как оказалось, одно удовольствие: обаяние от него исходит прямо-таки магнетическое. Почти два часа кряду беседовали мы с ним, пришедшим в гости в редакцию “СО”, – и я только диву давалась потом, до чего незаметно они пролетели...

Он – это наш земляк Ирбек ПЕРСАЕВ. Уроженец Владикавказа, имя которого сегодня с уважением и восхищением произносят далеко за пределами нашей республики – и не только в России, но и в Западной Европе, ЮАР, Мексике, США. Каскадер, артист цирка и кино, занесенный даже в каталог Голливуда. Человек, которому посвящали телесюжеты ОРТ, РТР, НТВ и СТС. Мастер, в подлинном смысле слова одержимый своей редкой и экзотической, на взгляд обывателя, профессией. И – удивительно яркая и интересная, по-своему исключительная личность с интересной судьбой...



В Голливуде, с которым Ирбек тесно сотрудничает вот уже около пяти лет, таких, как он, принято называть “self-made man” – “человек, сделавший себя сам”. Семья у него, владикавказского мальчишки-сорванца с Тургеневской улицы, никакого отношения ни к кинематографу, ни к цирку никогда не имела. Отцу – строителю, профессионалу-золотые руки – хотелось, как вспоминает Ирбек, чтобы сын пошел по его стопам. Но сам паренек бредил лошадьми, трюками, кино.

У очень и очень многих подростков подобные мечты так и остаются только мечтами. Ирбеку же повезло: несколько лет спустя судьба свела его с приехавшим тогда в столицу республики человеком-легендой, Петром Диомидовичем Доттоевым – Тимофеевым – одним из первых отечественных профессиональных каскадеров и тоже владикавказцем, прославившемся благодаря блестящему исполнению конных трюков в знаменитом кинофильме “Смелые люди”. Ирбеку удалось не просто пробиться в кинотеатр “Комсомолец” на встречу со своим кумиром, а еще и поговорить с ним и открыть ему свою мечту. И мэтра, видимо, тронул жаркий блеск в глазах юноши. Он решил: “Попробуем, на что ты годишься”.

Так Ирбек Персаев, которому тогда едва исполнилось 20, оказался вместе с Тимофеевым в Хакасии, где шли съемки историко-революционной картины “Последний год Беркута”. Этот фильм и стал его первой работой в кино. И работой успешной: режиссер потом очень удивился, когда узнал, что молодой осетин – новичок на съемочной площадке.


С тех пор, вот уже почти 20 лет, жизнь Ирбека Персаева связана с кино. Он снимался почти на всех студиях бывшего СССР – в общей сложности, где-то в 60 картинах. Дублировал и героев, и злодеев, и красных кавалеристов, и белогвардейцев, и средневековых воинов, и представителей современной “криминальной братвы”, и женские роли... И не только дублировал. Например, в приключенческой ленте “Волчья кровь”, действие которой разворачивается в гражданскую войну на Алтае, он еще и сыграл большую, ярко подсвеченную романтикой роль алтайца Батюра – этакого местного Чингачгука, который помогает командиру красного отряда – то есть Евгению Сидихину – выйти на главаря орудующей в округе банды. Между прочим, на съемках этого фильма Ирбеку довелось выполнять один из самых сложных в его каскадерской практике конных трюков – падение вместе с лошадью, переворачивающейся через шею, с 8-метрового обрывистого склона. И, по его признанию, было едва ли не до слез обидно, когда выяснилось, что камеры не успели заснять этот эпизод целиком, а повторить трюк уже не получилось: заупрямилась лошадь...

Кстати, специализация Ирбека – именно конные трюки, и он по-настоящему гордится тем, что за все годы своей работы в кино не покалечил ни одной лошади. Хотя, в общем-то, как он рассказывает, на съемочной площадке приходится порой делать всякое: и из машин вываливаться, и с мотоциклов падать, и по балконам и крышам прыгать, и, само собой, стрелять и драться...

– Бывает ли страшно? – услышав этот мой вопрос, он задумывается. – Ну, мы, каскадеры – тоже живые люди, и инстинкт самосохранения у нас такой же, как у всех. “Ломаться” никому из нас не хочется. Поэтому, когда ты в седле, расслабляться нельзя. Лошадка (он именно так почти все время и говорил – не “лошадь”, а “лошадка” (авт.) – это ведь не машина, которую завел, и она поехала. Это живое существо, у каждой – свой характер, капризы... В любой момент она может занервничать, испугаться, и ты – летишь из седла! Но, с другой стороны, если ты слишком опасаешься за целость и сохранность своей персоны, то это сразу бывает заметно в кадре, и трюку только идет в ущерб... У меня лично так: я хорошо сознаю, конечно, что моя работа – это риск. И все-таки, когда садишься в седло, и звучит команда: “Мотор!”, забываешь обо всем и уже не принадлежишь себе.

... Работал Ирбек и в цирке – у Кантемировых, и в труппе Коченовых “Джигиты Осетии”. А сегодня официальное место его работы – московский конный театр “Каскадер”, художественным руководителем которого является Мухтарбек Кантемиров. Театр уникальный, в своем роде – единственный в мире, в прошлом году вновь блестяще доказавший, насколько высока планка профессионализма его коллектива – тем, что завоевал первое место в номинации “Лучший конный трюк” на III Международном фестивале каскадеров “Прометей”, проходившем в Москве.

Кроме того, в последние годы Ирбек Персаев и еще четверо джигитов из Осетии, его товарищи по каскадерскому ремеслу Эльбрус Уртаев, Алан Тогузов, Герман Галуев и Валерий Бероев, еще и интенсивно работают за рубежом. В 1995 году, например, исколесили пол-Европы вместе с другими участниками гастрольной цирковой программы знаменитого отечественного клоуна Олега Попова, ныне, как известно, живущего в Германии. Выступали и в ЮАР – сначала в составе международного цирка “Брайн”, труппа которого формировалась под патронажем Иосифа Кобзона, а потом, получив предложение о контракте от восхищенного их мастерством хозяина одного тамошнего цирка, – и самостоятельно. Во время пребывания осетинских ребят в Южной Африке и вышел на них глава местной ассоциации каскадеров, поддерживающий тесные деловые связи с Голливудом. В результате Ирбек Персаев и его товарищи-конники приняли участие в съемках американского вестерна “Пестрые стрелки”, проходивших тогда в ЮАР. И их работа настолько понравилась американцам, что те выразили желание завязать с ребятами сотрудничество на регулярной основе.

Плодами его с тех пор стали уже несколько картин, причем – широко известных мировому зрителю: “Шальная пуля”, “Полицейская академия – 7” (а вы думали, это американские каскадеры там так лихо джигитуют в казачьей форме и выстраивают пирамиду на спинах лошадей? Ничего подобного – наши, осетинские парни, и на верхушке пирамиды, с американским флагом в руках – как раз Ирбек Персаев!)... И – “От заката до рассвета-3”. Помните оттуда эпизод с погоней за дилижансом, когда один из преследователей на полном скаку прыгает сбоку из седла на заднее колесо? Эту сцену американцы снимали три дня и никак не могли снять. Очень уж сложный трюк, да еще высокотравматичный – а ну как попадет нога между железными спицами колеса... Ирбек Персаев, заменив голливудского каскадера, сделал все, как надо и с первого дубля – да с таким блеском, что восхищенные американцы кинулись его обнимать!

А совсем недавно закончились съемки нового голливудского вестерна “Глори, Глори”, проходившие в США, Мексике и ЮАР. Ирбек Персаев дублировал там почти всех главных героев и сыграл эпизодическую роль мексиканца, одного из помощников шерифа. Шерифа, кстати, играет известный американский актер Гэри Бьюзи (помните негодяя – помощника капитана из фильма “Захват” со Стивеном Сигалом?). Была занята в съемках “Глори, Глори” и еще одна голливудская знаменитость – Стив Бауэр, прославившийся после картины “Лицо со шрамом”, где он был партнером Аль Пачино. Между прочим, Ирбек и Эльбрус Уртаев пытались по ходу съемок научить его общаться по-осетински. Добились немногого, но что такое “Дё бон хорз”, американская кинозвезда более-менее запомнила и охотно демонстрировала. Так что и в Голливуде нет-нет, а звучит осетинская речь!

– Технический уровень, на котором сегодня делается американское кино – конечно, высочайший. Не говоря уже о том, что и оплата труда тех, кто его делает, – соответствующая. И становится очень больно и обидно, когда начинаешь сравнивать, как это все поставлено у них, и как – у нас... Ведь возможности для того, чтобы снимать по-настоящему отличное кино, в России – колоссальные, – убежден Ирбек. – С покойным Бибо Ватаевым мы часто об этом говорили. Мы, кстати, с ним очень дружили, доводилось и работать вместе – например, в картине “Дикое поле”, у режиссера Гусарова: он там играл турецкого султана, а я был, по фильму, у него в охране и каскадерской работой тоже занимался. Так вот у Бибо была в свое время идея: экранизировать здесь, в Осетии, кавказскую повесть Икскуля “Названые братья”, где главные герои – побратимы, осетин и ингуш. Он хотел, чтобы фильм напомнил обоим народам, отношения между которыми тогда, в начале перестройки, уже начинали омрачаться: вы – соседи, у вас общая история, об этом нельзя забывать... А мне планировал отдать роль осетина. Уже был готов сценарий, режиссер и оператор со студии Довженко, которых заинтересовал этот проект, даже приезжали к нам в республику выбирать натуру – а тут пришел 1991 год, распался СССР.

А часто ли приходится слышать в свой адрес скептическое: “Ну и зачем тебе, все-таки, это надо – добровольно жизнью рисковать, шею ломать?” – такой вопрос я тоже задала Ирбеку.

– Часто. Причем у тех, кто об этом спрашивает, свой вариант ответа уже готов заранее: “Наверное, вам, каскадерам, бешеные деньги за вашу работу платят”. И когда объясняешь, что деньги, конечно, еще никогда и никому не мешали, но они для нас – далеко не главное, тебе не верят, – по его губам скользит усмешка. – И не понимают, как это так можно: вот упал ты, ударился, больно тебе, а впереди еще – второй дубль, третий, может быть, четвертый, и ты должен стиснуть зубы и переступить через боль ради этого “надо”.

Кстати, о “бешеных заработках” российских каскадеров: у Ирбека Персаева до сих пор нет собственной квартиры – ни во Владикавказе, ни в Москве. Да и сам московский конный театр “Каскадер”, где он работает, лишь недавно обрел постоянную крышу над головой – его взял под свое крыло Учебный центр МЧС России (на базе которого артисты параллельно обучают курсантов-спасателей верховой езде). А зарплату конники Мухтарбека Кантемирова не видели, случалось, по полгода.

И еще на многие наши вопросы ответил Ирбек. И о своей личной жизни (“нет, не женат, но когда-нибудь устраивать свою судьбу обязательно приеду в Осетию”), и о творческих планах на этот год (“намечаются приглашения еще на три зарубежные картины, если ничего не сорвется – поедем сниматься”), и о том, не скучает ли он в дали от дома по Владикавказу (“скучаю, конечно. Ведь я здесь родился, вырос, здесь живут близкие мне люди, соседи, друзья... И знаете, я даже не ожидал, что они так внимательно следят за моей работой и так за меня “болеют”). И – о том, что, на его взгляд, в первую очередь необходимо для того, чтобы состояться в профессии каскадера:

– Способность выкладываться “от и до”. И – увлеченность, в определенном смысле – даже фанатизм. Если не горишь – у нас тебе делать нечего. А еще часто спрашивают, до какого возраста можно работать каскадером. Я на этот вопрос всегда отвечаю так: “До тех пор, пока в тебе есть живость, огонь, кураж”...

Елена КОВАЛЕНКО.

http://sevos.alanianet.ru/01_01/27-5.htm