Пропустить

"О русской школе ВЕ" Г.Л.Рыбин, Н.Г.Свешников

Реальные и вымышленные рассказы и истории, написанные нашими посетителями.

"О русской школе ВЕ" Г.Л.Рыбин, Н.Г.Свешников

Сообщение Повилика » 17 мар 2006, 09:13

Это те 80 страниц, которые я смогла отсканить. Лет через 5 досканю еще 300 :lol:

ПРЕДИСЛОВИЕ
"Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль...»
А.Блок
Почему-то всякий раз замирает сердце, стоит лишь вспомнить эту зна¬комую со школьных времен блоковскую строку. Почему-то всякий раз ощущаем мы огромную притягательную силу этого поэтического образа, способною заворожить, всколыхнуть душу и поманить се в дальние дали.
Пронзительные и чистые, как крик журавля с неба, мощные, неуправляемые силы, дремлющие в пас, будит эта скачущая лошадь.
А. Что нам в пей — извечная ли русская тоска по воль¬ной волюшке? А может быть — древняя языческая страсть души, вобравшей в себя, слышащей в себе могучие го¬лоса четырех стихий — земли, по которой мягко, но гроз¬но стучат копыта; воды, оживившей и напоившей эту землю; ветра, который пост в ушах, и огня, огня беше¬ной скачки неутомимого, горячего коня?
Чувства ни объяснить, ни передать. Можно лишь по¬пытаться попять и попробовать ощутить, что именно эти наши безотчетные эмоциональные всплески и отража¬ют ту глубинную, почти мистическую связь человека и коня, столь свойственную нашей культуре и воспетую еще русским эпосом, его былинами и сказками.
Верные кони под богатырями и царевичами первыми чуяли беду неминучую. Верные кони спасали, вынося израненных витязей с поля битвы. И сказочные витязи платили им той же монетой: встречая путеводный ка¬мень у трех дорог, никогда не выбирали ту, что предре¬кала смерть кони, а шли таким путем, который сулил гибель только самому всаднику. Боевой конь был пер¬вым другом, и готовность умереть раньше него отражала благородство помыслов и силу духа русского богатыря.
А. преданные сивки-бурки и коньки-горбунки верой-правдой служили своим Иванушкам-дурачкам, помогали, выручали, спасали от невзгод и в конце концов воз¬водили на царский престол своих простодушных недо¬теп-хозяев.
Даже Кощея Бессмертного суждено было одолеть Ивану-царевичу и вызволить Марью Моревну только
тогда, когда он сам себе вырастил богатырского коня из
паршивого жеребенка, хитростью добытого у Бабы Яги.
Пожалуй, вот отсюда, именно из этих особых, веко¬выми корнями уходящих в "тьму" веков, неразрывных отношений человека и лошади, и берет свое начало куль¬тура русской школы верховой езды, здесь ее исток, здесь ее изначальный смысл.
Верховая езда со своими традициями — тоже часть национальной культуры, часть невероятно значимая и ценная именно своей обращенностью к глубинам чело¬веческой души, своей способностью приподнять ее над механистической обыденностью машинной "цивилиза¬ции" и увести в иную реальность, в иное психологичес¬кое и 'духовное пространство.
И вот эту нематериальную, не воплощенную в лите¬ратурные памятники и не отлитую в бронзе, но поисти¬не великую часть нашей культуры мы так стремительно стали терять в "веселом грохоте огня и звонах" индуст¬риальной цивилизации, освоении целинных степей и штамповании современных типовых многоэтажных го¬родов-бараков. И хотя не нужно уже скакать во весь опор, чтобы поспеть за каретой любимой, но почему-то мощ¬ность "пламенных моторов" до сих пор измеряют в ло¬шадиных силах. А в больших городах вес больше возни¬кает мест, где живые "анахронизмы" фыркаю!, машут гривами и прядут ушами, как и тысячу лег назад. И как будто через века "летит, летит степная кобылиц;)", и не властно над ней время. И снова терзает и бередит душу легкий стук ее копыт, снова ее стремительным бег вс¬тавляет вспомнить о воле, огне и ветре.
Ведь иногда тоска по ушедшему способна хоть на миг воскресить его. И с горечью приходит осознание, что вот-вот уйдет в небытие эта древняя культура отноше¬ний человека и лошади, просочится сквозь пальцы, раз¬веется как дым или ускачет дикой кобылицей в свою ковыльную степь и уж никогда боле не вернется, как ни зови.
А вдруг? А может? Может быть, она еще вернется, если только заслышит, уловит ее чуткое ухо протяжный свист верного ей, несмотря ни на что, нет, не хозяина, а преданного боевого друга—человека. Она обязательно вернется и встанет перед нами Сивкой-буркой, как лист перед травой.
Только вот верных боевых друзей все меньше и мень¬ше, уходят они один за другим, унося с собой ненапи¬санную и невоспетую историю отношений коня и чело¬века, историю культуры русской школы верховой езды. Да и те немногие, кто еще остался, позвать в полную силу уже не могут!
Но пока звучат негромкие голоса былого, всегда най¬дутся те, кто их услышит. Поднимутся и те, кто спосо¬бен принять знамена и шаг за шагом начать воссоздавать забытое и обретать потерянное. Вот потому и жива еще надежда на возвращение того, что складывалось века¬ми, на чем воспитывались поколения русских людей, — культуры национальной школы верховой езды.
н.в.д.
[shadow=cyan]Кто больше люди - мы или лошади?
Для полета не нужны крылья. Их придумали те, кто боялся падать
[/shadow]

Аватара пользователя
Повилика
Пони
Пони
 
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05 июн 2005, 12:11
Откуда: г.Вологда

Сообщение Повилика » 17 мар 2006, 09:18

Глава I
Грустная.
«Ломать не строить - дурное дело не хитрое"

До 1917 года на Европейском континенте существовали австрийская, немецкая, английская, испанская, итальянская и французская, но также еще и русская школы верховой езды. Сегодня же, через десятки лет после "великого перелома", понятия "русская школа верховой езды" практически не существует. Но ведь она была - русская школа! А что же сегодня? С середины 50-х годов суть и дух русской школы верховой езды начали вытесняться, а сегодня практически уже вытеснены смесью приемов, бездумно выхваченных из европейских школ, в основном из австро-германской. Эта книга написана для тех, кому все еще не безразличны традиции старой русской школы верховой езды, кому интересны основы методики ее преподавания как науки и искусства, каковые и составляют "сердце" каждой национальной школы. Все многолетнее обучение лошади и всадника по русской школе было направлено на доведение верховой езды до высот искусства, и искусства именно боевого, когда всадник и его лошадь суть два товарища, неделимое целое, где гибель одного очень часто влекла за собой неизбежную смерть второго. Применяемые методики старой школы были направлены на выработку органичной, естественной привычки к длительной работе лошади и человека на разнообразнейших открытых (вне манежа) местностях, что было необходимо для охоты, войны и долгих передвижений. Этот тандем (лошадь и ездок, пока еще не став-ший всадником) обучался длительной работе на пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, в изобилии созданных природой и совершенно неожиданно возникающих перед человеком на охоте и в бою. Самой природой лошадь изначально не приспособлена преодолевать высоту "двухэтажного дома". В природе и так наличествует достаточно ненадуманных, естественных препятствий: засеки, канавы, телеги, рвы, плетни, заборы, кусты, каменные изгороди, мостики, калитки, лесные завалы, обрывистые берега рек и оврагов, болотца, кочковатые лужайки и т.п. В русской школе основной целью было обучение и воспитание лошади - крэка и всадника из ездока. В человеке вырабатывалось такое умение управить лошадью в сложнейших и быстро меняющихся условиях, которое давало ему возможность не только самому выйти живым из кровавой "каши", но и сберечь своего боевого друга. Русская школа предполагала бережную длительную подготовку лошади к работе в интересах человека, аккуратно, неторопливо и исподволь ведущую от простого к сложному, от сложного к сложнейшему.

За годы тщательной и вдумчивой работы, полностью исключавшей форсированные методы, а тем более грубость, хамство и ненависть тренера к воспитаннику, русская школа вырабатывала в ездоке раскованную, естественную, удобно - рациональную посадку в седле и "мягкие" методы управления лошадью, которые позволяли довести уровень езды до совершенства. Годами во всаднике воспитывалось бережное, уважительное, трепетное отношение к лошади как к своему товарищу, а не как к инструменту для быстрого достижения своей цели. Русская школа культивировала в человеке заботливое и ласковое обращение с этим изумительным по своей красоте животным, и вся работа по канонам этой школы зиждилась на терпении, внимании и добре - в противовес, например, принципам ускоренной, а отсюда излишне грубой и "тяжелой" работе немецкой школы. По русской школе, не допускалось орать на лошадь, не допускалось грубых, крайне болезненных рывков поводьями и даже кордой; категорически не допускалось избиения, порки лошади, что сегодня, к сожалению, стало не просто допустимыми, а крайне распространенными и широко практикуемыми приемами в обращении с лошадью. И вот результаты забвения основных канонов русской школы верховой езды: - масса дурноезжих лошадей, тугоуздых, с сорванной нервной системой, не дорабатывающих и не доживающих своего естественного срока жизни; - чрезмерно большое количество ездоков, бравирующих, а часто и гордящихся своим жестким, грубым, переходящим в жестокость обращением с лошадью; - тренировки со спортсменами ведутся по каким - то таким странным методикам, что в результате на общероссийских соревнованиях по конкуру, по оценкам профессионалов уровня "крэк", "чисто" не едет ни один, а на соревнованиях по выездке - это по высшей - то школе верховой езды - ездок "заваливает" лошадь и падает вместе с ней; - занятия с любителями ведутся на таком уровне, что люди считают естественным обходить лошадь сзади и поощрительно охлопывать ее по крупу, что езда в кроссовках и ботиночках с еле видимым каблучком и со "взятым" стременем стала повсеместной нормой, а посыл лошади шенкелем и хлыстом и ее наказание хлыстом во всех случаях осуществляется куда? Совершенно верно - по животу животного. Конечно, там места много, промахнуться трудно; - но самое, конечно, страшное, что из-за безразличия администрации, тренеров и собственной безграмотности тяжко травмируются и даже гибнут люди, а причины произошедшего даже не анализируются, не говоря уже о чем-то более серьезном. Но что же случилось со всеми нами, с людьми, гордо называющими себя "конники" и снисходительно иронизирующими над теми, кто морщит нос от запахов конского пота и навоза и кто с недоумением и непониманием смотрит на этих "ненормальных лошадников"? Давайте еще раз все вместе оглянемся в совсем близкое наше прошлое и попробуем рассмотреть, что было "до" и что стало "после" Тогда мы сможем понять, что же "сейчас" и куда "потом". У России, слава Богу, богатая многовековая история. Русская школа верховой езды, ее духовные традиции и методики воспитания всадника и лошади складывались столетиями.

Весь конный спорт России вышел из армии и культивировался наиболее интеллигентными, знающими свое дело, очень грамотными офицерами. Такие авторы, как И. Бобинский, П.Н. Краснов, С.П. Урусов, и многие другие оставили после себя богатейший методический материал в виде книг, пособий и наставлений. Большую лепту в обобщение всех этих методик и стандартизацию приемов русской школы верховой езды, а также устава русской кавалерии внес Д. Филлис, работавший в России с 1896-го по 1912 г. С 1898 г. он был старшим учителем верховой езды в Николаевской офицерской кавалерийской школе г. Санкт-Петербурга - всеми признанной академии кавалеристов. До 1954 г. в России было 5 кавалерийских училищ. На базе Николаевской школы в советское время была создана 1-я Кавалерийская школа, ставшая затем Высшими Краснознаменными курсами усовершенствования командного состава кавалерии (г. Новочеркасск), преобразованными впоследствии в КВОКШ - Краснознаменную высшую офицерскую кавалерийскую школу (Москва). До 1941 г. специалистов по конному спорту так-же готовили Центральный институт физкультуры (Москва), кавалерийские школы ОСОАВИАХИМа и Высшая школа тренеров (до 1950 г.).


Поражение неподготовленной (по причине неоправданной резкой смены состава) русской команды на XV Олимпийских играх 1952 г. (Финляндия) и победа (в большинстве видов) конной команды Германии привели к тому, что в СССР началось уничтожение русской школы, получившее в среде конников название "месть олимпийцам". В 1955 г. в СССР были распущены все кавалерийские училища, в том числе и КВОКШ. В это же время во всех остальных странах мира на базе бывших офицерских кавалерийских училищ создавались учебно-методические центры, благодаря чему Австрия, Англия, Германия, Испания, Италия, Финляндия, Франция и даже США свои национальные школы сохранили. Итак, год 1955-й можно считать годом начала целенаправленного уничтожения русской школы верховой езды как национальной школы одного из древнейших видов боевого искусства. Победа олимпийской команды Германии в Хельсинки "возвела" немецких конников на пьедестал "законодателей мод" в верховой езде чуть ли не по всему миру. В России почти все опытнейшие офицеры-конники, преподаватели кавалерийских училищ, были в приказном порядке отправлены прямиком на пенсию - "распалась связь времен"! Один росчерк пера привел к тому, что учить стало некому, и началось слепое, поверхностное подражание школе немецкой как самой "передовой". Авторы этой книги полностью разделяют мнение старых мастеров: австрийская, а затем и немецкая школы верховой езды изначально были грубыми, жесткими до жестокости в обращении с лошадью и всадником и "тяжелыми" по стилю. В основе методик этих школ в большинстве случаев лежит не тонкая выездка, а дрессура лошади утяжеленного типа под "пса-рыцаря", корни выведения которой, как и зарождение основ методик работы с ней, уходят в эпоху средневековья. В корне отличная по методике, старая русская школа верховой езды предполагала добрую, внимательную, кропотливую, постепенную, то есть "скучную" работу по подготовке, взращиванию как строевой, так и спортивной лошади. На это уходило до трех-четырех лет ежедневного труда. В настоящее время состояние конного дела в России характеризуется полным отсутствием какой бы то ни было школы вообще. При сохранении сегодняшних тенденций через десять-пятнадцать лет по русской школе работать будет просто некому, а говорить о ней если и будут, то только в прошедшем времени.
[shadow=cyan]Кто больше люди - мы или лошади?
Для полета не нужны крылья. Их придумали те, кто боялся падать
[/shadow]

Аватара пользователя
Повилика
Пони
Пони
 
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05 июн 2005, 12:11
Откуда: г.Вологда

Сообщение Повилика » 17 мар 2006, 09:20

Глава II
Чуть-чуть о лошади.

Подкова держится на гвозде,
Лошадь держится на подкове.
На лошади держится всадник,
На всаднике держится крепость,
На крепости держится государство-
(Народная мудрость)
§1. Что такое лошадь и ее история
В результате многочисленных раскопок, проведенных учеными мно¬гих стран в различных частях света, выяснено, что лошадь, латинское название которой "эквид", по¬
явилась на Земле десятки миллионов лет назад.
Ее древний предок — эогиппус четырехпалый жил на Земле 50 миллионов лет назад.
Однокопытные животные, приближающиеся к прообразу современной лошади, появились на Зем¬ле около 3 миллионов лет назад.
Русский зоолог Гиптен выделял три подвида
диких лошадей:
— южно-русский, степной тарпан;
— лесной тарпан;
— восточный тарпан.
Живущий поныне вид "восточный тарпан" по¬лучил название "лошадь Пржевальского". В приро¬де этих лошадей практически нет. По зоопаркам мира их насчитывается всего 350—400 голов. Рост этой лошади 124-145 см в холке.
В 1987 году и Московском зоопарке впервые ро¬дился жеребенок лошади Пржевальского.
В начале периода одомашнивания лошадь слу¬жила человеку как мясо молочный скот. Впослед¬ствии - как тягловая сила, и только спустя сотни лет лошадь была запряжена в колесницу, а затем, около трех тысяч лет назад, человек дога¬дайся (а она, лошадь, ему позволила) сесть на нее верхом.
На территории Евразии начало одомашнивания лошади относят к XV—XIV вв. до н.э. В основном это происходило в Средней Азии тг распространи¬лось до юга теперешней России.
В Америку лошадь попала в XVI в., в Австралию и Новую Зеландию — к концу XVI в.
Цели говорить о дикой лошади Америки — мус-тайге, то необходимо помнить, что мустанг — не дикая, а одичавшая домашняя лошадь, завезенная в новую для нее среду обитания переселенцами из различных частей Европы и просуществовавшая на свободе до конца XIX в.
О месте, где человек впервые начал одомашни¬вать — приспосабливать лошадь для своих нужд, есть два основных мнения. Одно утверждает, что лошадь была приручена кочевыми народами Сред¬ней Азии, другое — что это произошло в других частях света.
На основе разных исторических фактов и раско¬пок Виктор Ген принимает за родину лошадей и место их первого приручения все-таки Среднюю Азию.
"Мы встречаем замечательный факт — чем боль¬ше какая-либо страна удалена от этого "центра" (Средняя Азия), тем позднее в ней появляется конь в товариществе с человеком, тем позже в ней зна¬комятся с коневодством".
В Китае боевые колесницы применялись уже в 2600 г. до н.э. Профессор Н.И. Кареев указывает, что первое упоминание о лошади у иудеев встречается в Библии и относится приблизительно ко времени правления Египтом Иосифа, приблизительно к 1800 г. до н.э.
По данным профессора В.О. Витта, лошадь использовалась в Вавилоне с XII в. до н.э., а в Египте – с XIV в.до н.э.
С ходом развития цивилизации на Евразийском континенте лошадь все больше и больше становилась необходимой человеку как в быту, так и в военном деле и начала определять степень могущества, цивилизованности и культуры страны.
На Руси первый конезавод появился в конце XV в. Огромную роль в коневодстве России сыграли то ли купленные, то ли отбитые в боях, то ли подаренные ногайским ханом 40 тысяч лошадей, пригнанных в Москву в начале XVI в.
По данным «Вестника русской конницы» за июль 1906 г., в Европе насчитывалось 40,0 млн. лошадей, в Азии – 11,0 млн., в Африке – 1,25 млн., в Америке – 25,0 млн., в Австралии – 2, млн.
Из общего числа в 40 млн. лошадей в Европе 22 млн. 96 тыс. было в России; в Германии – 4,184 млн.; в Австро-Венгрии – 4 млн. 20 тыс.; в Англии – 3 млн.; во Франции – 2,9 млн.; В Италии – 742 тыс.; в Швеции и Норвегии – 676 тыс.; в Дании – 342 тыс.; в Испании – 397 тыс.; в Болгарии - 342 тыс.; в Турции – 300 тыс.; в Голландии – 285 тыс.; в Бельгии – 241 тыс.; в Португалии – 220 тыс.; в Сербии – 180,0 тыс.; в Швейцарии – 109 тыс.; в Греции – 100 тыс.
В 1938 году в мире насчитывалось 100,0 млн. лошадей, тогда как к концу 1978 г. их поголовье сократилось до 66,0 млн.
По данным Госкомстата СССР, на начало 1990 г. на территории СССР насчитывалось всего 5 млн. 904 тыс. лошадей, тогда как в 1928 г. их было 36,1 млн.
[shadow=cyan]Кто больше люди - мы или лошади?
Для полета не нужны крылья. Их придумали те, кто боялся падать
[/shadow]

Аватара пользователя
Повилика
Пони
Пони
 
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05 июн 2005, 12:11
Откуда: г.Вологда

Сообщение Повилика » 17 мар 2006, 09:22

§2. Типы лошадей
По своему телосложению — экстерьеру, а отсюда и назначению, лошади делятся на следующие типы:
- упряжная;
- вьючная;
- верхово-упряжная;
- верховая.
В свою очередь верховые подразделяются на лег¬кий и тяжелый типы.
Упряжные могут быть экипажными и артилле¬рийскими (которые также могут быть легкими и тяжелыми), рысистыми, тяжеловозными и обоз¬ными.
[shadow=cyan]Кто больше люди - мы или лошади?
Для полета не нужны крылья. Их придумали те, кто боялся падать
[/shadow]

Аватара пользователя
Повилика
Пони
Пони
 
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05 июн 2005, 12:11
Откуда: г.Вологда

Сообщение Повилика » 17 мар 2006, 09:23

§3, Породы лошадей
По меркам старого российского конезаводства породой называется группа лошадей, имеющих идентичность происхож¬дения и характерные экстерьерные признаки, ко¬торые они необычайно стойко передают своему потомству. Такая "группа" должна насчитывать не менее 100 лет своего существования.
На территории бывших северных провинций Персии и Бактрии (т.е. частично сегодняшней Тур¬кмении) некогда было обширное Парфянское цар¬ство. Парфянские кони назывались "желтыми", и все соседние страны старались добыть их. Даже от¬даленный Китай вел войны с Парфией, в которых яблоком раздора служили "бесценные небесные кони".
Лучшие в мире верховые лошади обитали в Пер¬сии. Древний мудрец Вегилиус писал: "Движения этих лошадей легки. В походах они мужественны и выносливы, но характером возбудимы и гневны. Большого роста, элегантны. Особенно красивы их шеи и головы, которые и держатся так, что почти касаются губами груди".
Авторы этой книги разделяют точку зрения, что предками ахалтекинцев и были эти изумительной красоты "желтые" кони Парфии.
Ахалтекинец (текинец) — порода, получившая наименование от оазиса Ахал-Теке, находящегося на территории современной Туркмении.
Мы считаем, что в каждой лошади современ¬ных культурных "чистых" пород течет кровь ахал¬текинцев.
Сегодня на территории бывшего СССР наибо¬лее распространены лошади следующих пород: ахал¬текинская, арабская, английская чистокровная, донская, буденновская, русская верховая, иомудская, карабаирская, терская, кабардинская, ор¬ловская рысистая, американская рысистая, русская рысистая, тракененская, ганноверская и другие.
Еще в конце 40-х годов на территории бывшего СССР разводились такие породы лошадей, как мон¬гольская, казахская, киргизская, башкирская, ми¬нусинская, алтайская, забайкальская, якутская, Явлинская, приобская, нарымская, печорская, ме¬зенская, вятская, арабская, терская, английская чистокровная, русская верховая, донская, буденовская, черноморская, кабардинская, карабахс¬кая, ахалтекинская, иомудская, карабаирская, локайская, гуцульская, тракененская, ганноверская, ольденбургская, нониус, брабансон, арден, пер¬шерон, владимирский тяжеловоз, воронежская упряжная, кузнецкая, орловский рысаку русский рысак, битюг, советский тяжеловоз, клеппер, жмудская.
Очень часто люди путают понятие "чистопород¬ная лошадь" и "чистокровная лошадь".
Для лучшего понимания различий, скрывающих¬ся под этими терминами, мы считаем нужным по¬яснить следующее:
"чистопородными" называются лошади, вы¬веденные человеком в культурных условиях "внут¬ри" одной породы;
— "чистокровными" именуются лошади англий¬ской верховой породы, выведенной в Англии пу¬тем скрещивания арабских лошадей с лошадьми ме¬стных пород. Так уж "исторически сложилось", что лошади именно этой породы получили условное наименование "английская чистокровная" или "ан¬глийская верховая". Почти все они отличаются доб¬ронравием, высокой резвостью, ярко выраженным экстерьером, безотказностью в работе — про "чис¬токровку" говорят, что она настолько "честная", настолько "с сердцем", настолько "верит" седоку, что если ездок ее "посылает", то будет бежать, пока не упадет.
Лошадь, имеющая половину крови породы "ан¬глийская верховая", именуется полукровкой; одну четверть крови четвертькровкой и так далее, хотя на уменьшенную кровность в верховой езде внимания обычно не обращают.
Эта же терминология применяется и в иных случаях, когда речь идет о лошадях с примесями кровей культурных пород.
За кратчайший исторический период продолжительностью не более 6 лет, но включивший в себя первую империалистическую и гражданскую войны, в России были потеряны породы: стрелецкая, ростопчинская, русская верховая (восстанавливаемая в настоящее время).
[shadow=cyan]Кто больше люди - мы или лошади?
Для полета не нужны крылья. Их придумали те, кто боялся падать
[/shadow]

Аватара пользователя
Повилика
Пони
Пони
 
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05 июн 2005, 12:11
Откуда: г.Вологда

Сообщение Повилика » 17 мар 2006, 09:24

§4. Масти лошадей


Под мастью понимают окраску волOC и кожи лошади. Авторы этой книги разделяют ту точку зрения, что основными называются следующие четыре масти:
1 — рыжая — цвет волос туловища, челки, гри¬вы и хвоста — рыжий.
Оттенки — темная, светлая, золотисто-рыжая в яблоках;
2 - вороная — цвет волос туловища, челки, гривы и хвоста — черный.
Оттенки — вороно-горелая, вороная в яблоках;
3 - гнедая - цвет волос туловища — красный (коричневый). Челка, грива, хвост и нижние части ног до запястья и скакательных суставов — черные.
Оттенки - светло гнедая, темно-гнедая, золотисто гнедая в яблоках;
4 серая смесь белых волос с волосами другой окраски
Оттенки - светло-серая, темно-серая, серая в яблоках, серия в гречку (маленькие коричневые пятна).

Все остальные расцветки волос лошадей считаются производными от основных и называются "отмастками", и слово "масть" в ЭТИХ случаях при¬меняется достаточно условно, хотя и будет звучать как "караковая масть", "пегая масть", "масть сав¬расая" и тому подобное. А описать их можно следующим образом:
— буланая: цвет волос туловища — желтый,
иногда с красноватым оттенком. Челка, грива, хвост
и щетки черные. По хребту до репицы хвоста —
черный "ремень".
1 Оттенки — светло-буланая, темно-буланая, бу¬ланая в яблоках;
— соловая: цвет волос туловища и конечнос¬тей — желто-золотистый. Челка, грива и хвост —
белые;
— саврасая: цвет волос туловища — красно¬вато-желтый, блеклый. Челка, грива и хвост — чер¬но-бурые, вдоль спины и крупа — черный "ремень";
— чалая: на фоне цвета основной масти ло¬шади — рыжей, вороной или гнедой — добавление волос белого цвета, в основном на крупе и частич¬но на голове и ногах. Отсюда и названия — рыже-чалая, вороно-чалая, гнедо-чалая;
— чубарая: по белому окрасу туловища раз¬бросаны небольшие пятна правильной формы ры¬жего, коричневого или черного цвета, а также с точностью до наоборот — на темном фоне белые пятна. Если пятна сливаются в полосы, то такой отмасток называется "тигровый", или "полосча¬тый", а мелкопятнистый называется "крапчатый".
Если на серой масти разбросаны потемнения неправильной формы и различной интенсивности, то говорят о "форелевом" отмастке. Он подразде¬ляется на следующие:

— игреневый: окраска туловища от коричневой (гнедой) до шоколадной; грива и хвост — белые или "дымчатые". Часто бывает "в яблоках"; :
— мышастый: цвет волос туловища темно-серый или пепельный; грива, хвост и «ремень» на
спине — черные;
— каурый: цвет волос туловища, гривы, хво¬ста — черный. Коричневый оттенок вокруг нозд¬рей, в подмышечных впадинах и в области паха;
— пегий: по вороной, гнедой или рыжей масти крупные белые пятна неправильной формы, и наоборот.
Во всех породах крайне редко, но встречаются ло¬шади-альбиносы, у которых цвет волос по всему ту¬ловищу, голове, ногам, челке, гриве, хвосту — рав¬номерно белый. Кожа — розовая, глаза — красные.
§5. Отметины

Кроме отмастков, к внешним отличительным признакам лошади относят и отметины.
Отметинами называются пятна белого цвета на голове лошади (лоб, ноздри, нос) и ее ногах.
Округлое пятно па лбу называется "звездочкой".
Продолговатое пятно на переносье — проточиной.
Белые отметины на ногах именуются по грани¬цам их распространения, Например, если белое пятно распространяется от копыта до половины пясти — это "носок", а если белое пятно распрос¬траняется от копыта до пясти — это "чулок". На пример, правая передняя в носке, левая задняя в чулке.
[shadow=cyan]Кто больше люди - мы или лошади?
Для полета не нужны крылья. Их придумали те, кто боялся падать
[/shadow]

Аватара пользователя
Повилика
Пони
Пони
 
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05 июн 2005, 12:11
Откуда: г.Вологда

Сообщение Повилика » 17 мар 2006, 09:25

§ 6, Стати.(был рисунок)
§ 7, Возраст лошади.
В среднем лошади живут до 25 лет, реже до 30, хотя история знает и лошадей-долгожителей.
Самый почтенный возраст зафиксирован у лоша¬ди по кличке Старый Билл, жившей в Англии под г. Кливлендом с 1760-го по 1812 г. — всего 52 года.
Известен и пони-долгожитель, проживший во Франции до 54 лет.
При хорошем уходе и правильном обращении наибольшую работоспособность лошади проявля¬ют в возрасте от 5 до 18 лет, а после 18 лет у них начинают проявляться признаки старости: седина в волосах на лбу, складки кожи под наружными углами глаз. Становятся очень глубокими глазные впадины. Эти признаки проявляются у лошадей даже одной породы с разной степенью выраженности, а у некоторых не проявляются совсем, поэтому наи¬более правильно определить возраст лошади мож¬но только по ее зубам. Изменения на зубах лошади происходят постоянно в течение всей се жизни.
Взрослая лошадь имеет 12 резцов и 24 коренных зуба. Кроме того, жеребцы, и очень редко кобылы, имеют еще 4 клыка.
Таким образом, всего зубов у жеребцов (а также и меринов) — 40, а у кобыл — 36 (без клыков).
Резцы — передние зубы, по шести на верхней и нижней челюстях. Средняя пара резной называется зацепами, рядом с зацепами расположены средние резцы, а затем окрайки (рис. 2).
Клыки — находятся за окрайками ротон, по два на верхней и нижней челюстях. Коренные зубы у кобыл находятся за окрайками резцов; у жеребцов и меринов за клыками, по двенадцати на верх¬ней и нижней челюстях.
Зубы у лошади разделяются на молочные и постоянные. У жеребят сначала появляются молочные зубы. С возрастом они выпадают и постепенно заменяются постоянными.
Возраст лошади определяется по трем призна¬кам с учетом состояния резцов:
1. Замена молочных зубов постоянными проис¬ходит между двумя с половиной и пятью годами.
2. Стирание чашечек на постоянных резцах про¬исходит между пятью с половиной и одиннадца¬тью годами.
3. Изменение формы трущей поверхности рез¬цов происходит между двенадцатью и восемнадца¬тью годами, а также и старше.
Только молочные резцы у лошадей сохраняются до двух с половиной лет. Они белее и мельче посто¬янных. Сам процесс смены зубов с молочных на постоянные и последовательность этой смены вы можете видеть на рис. 2.
Первыми в два с половиной года выпадают мо¬лочные зацепы, а к трем годам на их месте вырас¬тают постоянные.
К трем с половиной годам выпадают молочные средние и сменяются постоянными, которые пол¬ностью вырастают к четырем годам. К пяти годам вырастают постоянные окрайки.
Одновременно с ростом постоянных зубов на¬чинается и стирание чашечек, заканчивающееся к одиннадцати годам (рис. 2).
В трехлетнем возрасте начинается стирание чашечек на зацепах нижней челюсти, которое закан¬чивается к шести годам.
Стирание чашечек средних резцов начинается в четыре года, а заканчивается к семи годам.
Чашечки окрайков нижних резцов стираются к восьми годам; на зацепах верхней челюсти — к де¬вяти годам; на средних резцах верхней челюсти к десяти; а чашечки окрайков резцов верхней че¬люсти — к одиннадцати годам. Последовательность этого процесса вы можете видеть на рис. 2.
В одиннадцать лет и старше в подавляющем боль¬шинстве случаев у лошадей на нижней и верхней челюстях нет чашечек резцов.
Начиная с двенадцати лет возраст лошади сле¬дует определять по форме трущих поверхностей резцов, которые видоизменяются в следующем по¬рядке: сначала — округлая, потом — треугольная и затем — продольно-овальная.
На нижней челюсти округлая форма трущих по¬верхностей пропадает: на зацепах — в двенадцать лет; на средних резцах — в тринадцать; на окрайках — в четырнадцать.
На верхней челюсти округлая форма трущих по¬верхностей пропадает: на зацепах — в пятнадцать; на средних резцах — в шестнадцать; на окрайках в семнадцать лет (рис. 2).
Треугольная форма трущих поверхностей на ниж¬ней челюсти пропадает: на зацепах — в восемнад¬цать; на средних резцах — в девятнадцать; па ок¬райках — в двадцать лет (рис. 2).
Продольно-овальная форма зубов у лошади формируется к двадцати четырем годам и остается до ее жизни.
[shadow=cyan]Кто больше люди - мы или лошади?
Для полета не нужны крылья. Их придумали те, кто боялся падать
[/shadow]

Аватара пользователя
Повилика
Пони
Пони
 
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 05 июн 2005, 12:11
Откуда: г.Вологда


Вернуться в Рассказы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 4 часа

cron