





В Мордовии под угрозой исчезновения - уникальная порода лошадей. Государственный конезавод, где разводят редчайших племенных тяжеловозов, сегодня не получает никакой помощи от властей. Но пока его сотрудники борются за сохранение породы и отказываются распродавать своих питомцев.
Этой породе нет цены: советские тяжеловозы - самые сильные кони в мире. Одна такая лошадка может тянуть 28 тонн. Этот рекорд поставила местная кобыла Вятка. Правда, ее потомков уже не используют на тяжелых работах. И дело совсем не в прогрессе. Поголовье мордовского конезавода - единственное в мире, и лучшие представители породы - не рабочие, а выставочные кони.
"Порода лошадей, она отличается от предков своих - брабансонов. Брабансоны они рыхлые. Сильная лошадь, но на коротких дистанциях, - объясняет главный конюх Сергей Стрельцов. - А это крупная, сильная лошадь и выносливая".
Чтобы привести брабансонов из Бельгии России пришлось воспользоваться дружбой с Финляндией. Капиталистические страны не хотели ничего продавать советской республике, и финны делали покупку якобы для себя. Но на новой родине конюхов не подпускали к себе даже самые послушные кобылы. Причина такого поведения оказалась простой - благородные лошади не выносили алкоголя. Придумали вывести новую породу – алкоголеустойчивую.
"Русский менталитет, да, - вздыхает один из сотрудников конезавода, - но пьяных на конюшню мы не допускаем".
Распродать лошадей в частные конюшни, благо спрос огромный, и хорошо заработать могли бы давно, но здесь главная цель - сохранить породу. Сергей Стрельцов - главный конюх. Рядом с лошадьми уже 25 лет. С каждым породистым жеребенком он буквально с рождения, клички дает только сам. Говорит, что сохранить породу не сложно, и готов рассказать обо всех хитростях конного дела своим ученикам. Только вот оставаться не хотят.
"Я бы тут остался, но тут зарплаты маленькие, - признается конюх Андрей Туманов. - Хочу, конечно, здесь, но не знаю, как получится".
Чтобы прокормить табун, конезаводу приходится заниматься совсем не лошадьми. Сажают и продают зерновые, свеклу на сахар, держат пасеку.
"Все-таки генофонд Мордовии, России, нельзя сделать так, чтобы он пропал, - сокрушается главный конюх. - Нам, как говорится, деваться некуда, но мы поставили цель - не мы выводили, не нам и уничтожать. Будет обидно, если вдруг на нас все это закончится".
Рубину только четыре года, полной силы он еще не набрал, вырастет еще больше. Вместе с ним живут и другие породистые кони. Например, чистокровный арабский скакун Гивень - внук легендарного Асуана, подаренного Брежневу при строительстве Асуанской плотины. Пони Мерс, который стоит дороже, чем одноименный авто. Но этих уникальных коней незаслуженно забыли.
09.08.2006 http://www.vesti.ru