В начале марта на Первом телеканале стартует десятисерийный фильм об отношениях лошади и человека. Новая картина Александра Невзорова не является энциклопедией в привычном понимании, это не просто познавательная информация о жеребцах всех времен и народов. По словам самого режиссера, его "Энциклопедия" - история многообразия вины человека перед лошадью.
Фильм будет многоплановым - это и документальные съемки конного спорта - откровенные и очень жестокие, и исторические реконструкции. Кстати, в последних автор задействовал не только актеров, но и людей, в общем-то далеких от кино, например, предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина) и вологодского депутата Михаила Сурова.
"Лошадиную энциклопедию" смело можно назвать революционным фильмом. Пожалуй, впервые в истории кино появилась картина не о любви и привязанности лошадей и людей, а об издевательствах человека над этими прекрасными животными. Режиссер очень смело выступает против использования уздечек, мундштуков и прочих железных приспособлений во рту животных, которые доставляют им нестерпимую боль. И демонстрирует зрителям очень жестокие сцены конного спорта, доказывая что это развлечение ничем не лучше собачьих боев. Словом, премьера будет подобна взрыву атомной бомбы, и не исключено, что у режиссера появится не один серьезный враг.
- Много тысяч лет назад, когда человек увидел лошадь, он поразился ее красоте уму и устройству спины, - рассказывает Невзоров. - Человек влюбился в лошадь и захотел приручить ее... Люди добились своего, но только отчасти. Лошадь как не любила, так до сих пор и не любит человека. И все истории о привязанности этих умнейших существ к людям - попросту байки из художественной литературы. Ни в одном серьезном исследовании мы не найдем примеров, как конь склоняется над раненым бойцом и т. п.
Человек, с одной стороны, поклоняется лошади, а с другой - жестоко насилует. Если бы дело обстояло иначе, то во всем мире не работали сотни мастерских по производству всевозможных приборов из металла, которые причиняют жеребцам сильнейшую, парализующую боль во рту. Именно посредством этой боли человек получает власть над конем.
Основная тема нового фильма о том, как глуп и губителен этот путь насилия над лошадью.
Идея снять этот фильм родилась неожиданно. Александр Глебович не собирался делать ничего подобного - просто не приходило в голову. Но однажды Константин Эрнст увидел французский фильм, где была показана работа Невзорова с лошадью.
- В кадре я подходил к абсолютно незнакомому дикому коню, который сначала нападал на меня. Я просил его сесть, и он садился, потом ложился, затем я демонстрировал работу без уздечки и многое другое. Константин Эрнст позвонил мне, будучи полностью уверен, что это компьютерная графика. Чтобы разубедить его, я привез пленку. И тогда он захотел снимать фильм обо мне. Но я объяснил, что в этой области далеко не самый главный, всего лишь подмастерье, существуют гораздо более значительные мастера, мои учителя и друзья - Марио Люраши, Пат Парелли, Силк Валентин. Вот показать людям их работу будет действительно очень интересно. Сначала планировали сделать три серии, потом пять, но материала набралось столь много, что в итоге получилось целых десять...
Кстати, фильм снимали без магистрального сценария. Хотя, конечно, для исторических реконструкций диалоги прописывались.
- Я прекрасно знал, что и как хочу снимать, - говорит режиссер. - Первую часть фильма решил посвятить судьбе лошадей в различных религиях. Что интересно, хуже всего к этим чудесным существам относились христиане, а лучше всего, пожалуй, даосы. Но, как ни странно, именно в христианских странах появились люди, создавшие очень гуманные школы. Вторая серия - о глупости применения железа и легкости обхождения без него. Третья - об анатомии лошади, четвертая о спорте, пятая о войне и так далее.
Как уже было сказано выше, в фильме много исторических реконструкций. Зрителей, должно быть, поразит страшная сцена сожжения лошади.
- Во времена инквизиции лошадей сжигали на кострах как еретиков, обвиняя в связи с дьяволом, - рассказывает Александр Глебович. - Средневековые христиане считали, что разумом наделены только люди, и не признавали его присутствия у остальных живых существ. Поэтому, когда ученая лошадь совершала какие-то разумные, но, на мой взгляд, абсолютно незначительные действия, тут же было решено, что она вступила в сговор с Люцифером. В кадре все происходило по-настоящему. В последний момент мы, конечно, вывели лошадь из костра. И финальный этап - компьютерная графика. Но в целом выглядит жутко.
Кстати, роль коварного священника, учинившего расправу над умным конем, исполнил писатель Андрей Кивинов, автор знаменитых "Улиц разбитых фонарей". Он идеально подошел благодаря своей несколько аскетичной внешности. А вот один из героев Кивинова - Дукалис, он же актер Сергей Селин - задействован в другом жестоком эпизоде. Есть на карте мира в океане место - "лошадиная широта". Оно получило свое название, поскольку стало могилой многих прекрасных жеребцов. Правда, лошадей топили из жалости - корабли попадали в штиль, на борту заканчивалась вода, и животные были обречены на мучительную смерть от жажды. Сергей Селин сыграл капитана парусника...
- Мое отношение к лошадям не всегда было таким, как сейчас, - говорит Александр Глебович. - Раньше я был таким же скотом, как и остальные. Хотя и понимал, что делаю все неправильно, ненавидел себя за это. Так происходило до тех пор, пока мне не попался один конь - "переломный конь", как я теперь его называю. Он был диким, абсолютно не управляемым. Перст (так его зовут) убивал - справиться с ним было невозможно. И тогда я просто доверился ему, сняв все железо. Перст мог растоптать меня, размазать по манежу, но вместо этого успокоился и стал слушаться...
После того случая я начал искать людей, которые смогли бы объяснить мне, что произошло. И нашел Марио Люраши. Он стал моим учителем. Ему уделено много внимания в фильме.
Люраши - итальянец, родился в семье коммунистов на Сицилии, очень быстро прославился - у него феноменальные способности находить контакт с лошадью. Сейчас Люраши захватил фактически весь французский кинематограф, в основном все трюки в фильмах сделаны его корпорацией. Это удивительный человек, он научил меня всему. Еще одна героиня Силк Валентин, немецкая женщина, инвалид-колясочник. Будучи полностью парализованной, она воспитала в традициях высшей школы двух жеребцов. Я не мог не рассказать о Пате Парелли, создавшем собственную школу и обучающем людей общению с лошадьми. К нему стоит огромная очередь со всего мира.
Впрочем, Невзоров рассказывает не только о великих лошадниках современности. Одна из "глав" посвящена очень знаменитому французу, шевалье де Нестьеру, жившему в XVII веке. Этот человек заставлял своих учеников надевать специально подогнанную уздечку, чтобы поняли, какую адскую боль испытывает лошадь. Невзоров воспроизвел знаменитый диалог де Нестьера с королем Людовиком XIV. Шевалье отказался сделать исключение для короля и заставил его примерять железо. Людовик не выдержал и отказался от занятий. Но пораженный наглостью и талантом своего несостоявшегося учителя, приказал построить для де Нестьера два манежа.
Роль "короля-солнце" исполнил известный питерский предприниматель Владимир Барсуков (известный в прошлом как Владимир Кумарин).
- Мы долго искали исполнителя роли Людовика XIV. Владимир Барсуков был выбран благодаря удивительному сходству с королем. Я был поражен, когда внимательно вгляделся в портреты, - эти два человека столь похожи, что впору развить тему железной маски. Конечно, Владимира Сергеевича пришлось долго уговаривать, прежде чем он согласился. В фильме пришлось играть на французском, но он очень способный человек и легко справился - выучил язык. Не знаю, играл ли он до этого где-то, но на съемочной площадке держался даже слишком уверенно, как обладатель нескольких Оскаров. Я остался доволен его исполнением...
"Энциклопедия" заканчивается контрастом двух миров. Создатели показывают зрителям "Лошадиную ночь" - удивительное шоу, которое ежегодно проходит во Франции. Самые лучшие лошади мира и самые гуманные специалисты до самого утра демонстрируют публике свое мастерство.
- Но есть и другая ночь - для всех остальных лошадей, - говорит режиссер.
Александр Невзоров родился 3 августа 1958 года. Работал грузчиком, санитаром, литературным секретарем, каскадером на киностудиях, окончил Конно-трюковую школу. С 1983 года - на телевидении. 1987-1993 гг. - ведущий, а потом главный редактор программы "600 секунд", автор и ведущий программ "Дикое поле" и "Дни". В 1998 году по собственному сценарию снял фильм "Чистилище". Четырежды депутат ГосДумы.
Источник: Комсомольская правда