Все мы немного лошади
На Первом канале запущен проект Александра Невзорова "Лошадиная энциклопедия"
Господин Невзоров – человек противоречивых дарований и устремлений. Начинал телекарьеру первенцем свободы (в дебютных выпусках программы «600 секунд»), да быстро переквалифицировался в гонителя свободы, освоив роль певца во стане русских воинов. Яростный державник и депутат Госдумы; верный соратник Березовского и лучший друг рижского ОМОНа; монархист и защитник КГБ – это все он, наш железный Шурик. Новая его ипостась связана с проектом "Лошадиная энциклопедия".
Даже исчезнув из эфира в качестве топ-ведущего, Александр Невзоров не оставлял зрителей своим вниманием. Время от времени он, словно Венера из пены морской, возникал в питерском сумраке (неизменно с помощью телемостов), дабы освятить ту или иную аналитическую программу комментарием с привкусом скандала. До сих пор ТВ использовало лишь его политическую пассионарность. Но вот настали новые времена, и на Первом канале вспомнили о другой, мирной, ипостаси Невзорова: он – знаток лошадей, закончил конно-трюковую школу, работал каскадером. Кому же как не ему реализовать интересный замысел Константина Эрнста, именуемый «Лошадиной энциклопедией»?
Однако уже первая программа нового цикла показала преемственность образа автора. Каковая вмещается в известную поэтическую формулу: нет, весь я не умру, не на того напали. Пламенный публицист Невзоров даже такое крайне неидеологическое существо, как лошадь, способен превратить в дальнобойное оружие особого назначения.
Кардинальная мысль передачи: ничто так не влияло на судьбу лошади, как качество религии. Оказывается, все религии, кроме нашей, не проходят тест на качество, изобретенный Невзоровым. Этот основополагающий тезис подтверждается четырьмя мрачными новеллами. Хуже всех католицизм. Шесть французских епископов умудрились даже сжечь лошадь на костре только за то, что та была шибко умной. Вот глупые священники и решили - сие от дьявола, а дьявола надо изгонять. Подкачала и религия североамериканских индейцев. Союз с лошадью был символом тамошнего бога Вакан-Танка, но сплоховал «человеческий фактор» - предал лошадь, обуздал беднягу уздечкой. Не все в порядке и с китайской религией. Боги позволили врагам ослепить не только даосского монаха, но и его четвероногого помощника. Зато Святая Русь оказалась на недосягаемой высоте. Сын Юрия Долгорукого Андрей, потеряв в бою коня Алия, велел монахам причастить верную животинушку - хотел встретиться с оной на небесах.
Впрочем, и с качеством нашей религии не все ясно. Ведь православные священники, как и следовало ожидать, сочли святотатством просьбу князя. Тогда Андрей велел похоронить Алия старым воинским чином, призвав на его погребение благословение бога Перуна. Невзоров в восторге от этого поступка. Стало быть, выше всего он почитает язычество? Вопрос открытый… Мировоззренческому сумбуру программы соответствует сумбур содержательный и художественный. Познавательная и просветительская ценность первого тома энциклопедии безудержно стремится к нулю. Видеоряд программы изобилует постановочной красивостью – много крови, огня, хоругвей, крестных знамений, гусаров и ратников, рыцарей и индейцев. Музыка настолько напряженная и трагическая, что порой чудится: вот-вот в кадре появится сам Невзоров на пылающем танке и наведет во всем порядок.
Ведь не зря же Александр Глебович в данном проекте выступает гуманистическим наследником Льва Николаевича. Оба защищают, каждый на свой манер, Холстомеров. Правда, цели и задачи у Толстого будут почетче невзоровских. Писатель, обличая легкомысленного барина Серпуховского, главного врага центрального персонажа повести «Холстомер», отрицает миропорядок, узаконивший насилие и произвол. Какие сверхзадачи ставит Невзоров, указывая мировым религиям на недочеты «по работе» с невинными животными, не очень понятно. Похоже, он по-прежнему привычно продолжает делить все сущее на «наших» и «не наших». Только при чем тут лошадиная энциклопедия?
http://www.gzt.ru/rub.gzt?id=64050000000012060