Назначение и история ковки

Назначение ковки.
Ковка животных производится с целью предохранения рогового башмака от чрезмерного стирания и для улучшения цепкости копыта. Если животное работает по твердому каменистому или скользкому грунту, то ковка является единственным и необходимым средством сохранения работоспособности его.

Наряду со своими полезными качествами ковка имеет и ряд недостатков. Подкованное копыто в значительной степени лишается своих естественных свойств - расширения, стирания, роста, влажности. Забивание гвоздей нарушает целость рога и способствует иногда обломам его по подошвенному краю. Неравномерная расчистка может привести к изменению формы роговой капсулы. Кроме того, при самой ковке возможно повреждение гвоздями подроговых тканей.
Из сказанного следует, что не всегда животное нужно ковать. Если оно стоит на мягком грунте или подстилке, если работает по мягкой дороге, подкова, как защитное приспособление, не нужна и даже вредна. Ковка необходима только при соответствующих условиях, но должна производиться опытными лицами, с соблюдением всех правил и со всей тщательностью.
История ковки. Возникновение ковочного дела теряется в глубокой древности. Из истории известно, что несколько тысяч лет тому назад животные работали нековаными, хотя люди того времени и знали о необходимости сохранения рогового башмака от стирания. Это сохранение достигалось тем, что животных ставили на сухой каменный пол, отчего копытный рог высыхал и становился крепким. Однако эта мера была недостаточна; историки рассказывают, как в древнее время иногда прекращались даже военные походы, так как копыта лошадей были чрезмерно стерты и болели. В последствии стали прибегать к защите копыт при помощи башмаков, сплетенных из соломы или камыша, которые надевали на копыта и укрепляли веревками или ремнями.
Когда стало широко известным употребление металла, вместо непрочных башмаков начали пользоваться металлическими пластинками, металлическими подошвами с ушками и крючками для привязывания к копыту.
До 450 г. нашей эры об употреблении гвоздей для прикрепления к копыту защитного приспособления ничего неизвестно. Только в 1663 г. при раскопках был найден остаток подковы, который имел на себе несколько гвоздевых отверстий. Изготовление этой подковы относится приблизительно к периоду 400- 480 гг. В 886-911 гг. описываются уже настоящие подковные гвозди; известны уже полулунные подковы. В 1038 г. пользуются подковами, защищающими всю подошвенную поверхность копыта.
При изучении истории развития ковки видно, что она не была случайным изобретением одного человека и даже одной страны. Она была естественным следствием приручения человеком животных и стремления его путем защиты копыт повысить работоспособность их, а тем самым добиться их наибольшей продуктивности. Об этом свидетельствует различие видов ковки, существующее у разных народов и до последнего времени.
В СССР ковочное дело получило широкое развитие и совершенствование. Работы советских ученых способствовали научному прогрессу ковки, превращению ковочного ремесла в науку.
Подкова, гвозди и шипы
Употребляемые в настоящее время подковы изготовляются обычно из железа и лишь изредка из стали. Прикрепляются они к копыту гвоздями. Существуют многочисленные разновидности подков в зависимости от величины животного, характера его эксплуатации, времени года, качества грунта и т. п.
Устройство подковы. В подкове различают две поверхности - верхнюю и нижнюю.
Верхняя поверхность делится на две части - наружную и внутреннюю. Наружная часть верхней поверхности горизонтальная; на ней располагается копытная стенка подошвенным краем, белая линия и узкая полоска подошвы. Внутренняя часть поверхности имеет наклон внутрь, называемый бухтовкой, необходимый для того, чтобы предохранить подошву от давления. Если подошва копыта нормально вогнута, применяют подкову без бухтовки.
Особенное значение имеет бухтовка при ковке плоских и полных копыт; недостаток ее очень часто бывает причиной воспаления подошвы копыта. Бухтовка занимает всю переднюю часть подковы и оканчивается, не доходя 4-6 см до конца ее ветвей.
Нижняя поверхность подковы - горизонтальная. На ней вдоль подковы делается углубление - дорожка для облегчения пробивания гвоздевых отверстий, а также и для предохранения головок гвоздей от стирания. Дорожку делают только в боковых частях подковы, выпуская зацеп и пяточные части.
В подкове различают два края: наружный выпуклый должен быть гладким, слегка наклоненным от верхней поверхности к нижней для предупреждения ушибов и ран; внутренний край вогнутый, слегка закругленный.
Форма подковы должна повторять форму копыта по подошвенному краю; для переднего копыта она должна быть округлой формы, а для заднего - несколько треугольной, с большей шириной на границе последней трети.
Гвоздевые отверстия делают на боковых частях подковы в углублении дорожки. Число их на разных подковах различное. Но чаще всего по четыре с каждой стороны. По форме отверстия должны соответствовать шейке гвоздя. Направление их зависит от наклона стенки. Первые три отверстия (от зацепа) несколько скошены внутрь, а четвертое направляется отвесно. Гвозди при забивании идут по направлению гвоздевых отверстий. Если отверстие сделано неправильно, гвозди при ковке или выходят низко и подкова скоро отрывается, или высоко, что вызывает повреждение подроговых частей основы кожи. Гвоздевые отверстия должны располагаться на границе наружной трети верхней поверхности, чтобы гвозди пробивались через белую линию. Для сохранения механизма копыта подкова не должна прикрепляться к пяточным частям, поэтому последнее гвоздевое отверстие делают на расстоянии 5-7 см от конца ветви.
В зацепной части подковы от наружного ее края оттягивается кверху отворот - тонкая пластинка шириною 2 см и высотой 1,5 см с закругленной вершиной. Назначение отворота - лучшее укрепление копыта на подкове и защита подошвенного края стенки от повреждений. Подкова, имеющая гладкую нижнюю поверхность, без всяких выступов и возвышений, называется гладкой, или туфельной.
Шипы и гвозди. Чаще для ковки пользуются подковой с шипами, т. е. с возвышениями на нижней поверхности в зацепе и на концах. Шипы служат для улучшения цепкости, для уменьшения скольжения. Различают зацепной шип, или захват, и задние (пяточные) шипы. По выработке различают шипы вварные, загибные, вставные и винтовые. По форме - кубические, конусовидные, долотообразные, Н-образные и др. Зимою, когда скольжение увеличивается, обычно куют на подкову с острыми винтовыми шипами, чтобы по мере стирания последние можно было заменить без расковки новыми. Летняя подкова чаще с тупыми шипами - с вварным в зацепе и с загибными в концах.
Прикрепляют подкову к копыту гвоздями. Правда, в разное время были попытки прикреплять подкову шипиками, зубцами, скобками и другими приспособлениями, однако все эти способы не получили распространения.
В подковном гвозде различают головку, шейку, тело и острие. Головка может быть или тупой, или заостренной. Гвозди с заостренными головками иногда употребляются вместо шипов для обеспечения цепкости. На острие гвоздя всегда бывает небольшой откос, называемый наклепкой. Наклепка необходима для придания определенного направления гвоздю при вколачивании.
Соответственно величине копыта употребляют разные номера гвоздей: лошади скаковые и беговые куются гвоздями № 5; верховые - № 6-7; упряжные - № 8-9. Бели мелкими гвоздями куют большие копыта, ковка бывает непрочной, и подкова скоро отрывается. Также вредно употреблять несоразмерно большие гвозди. Они делают в роге большие отверстия; подошвенный край становится непрочным, и рог может обламываться.
Способ изготовления подков. Подковы изготовляют ручным и механическим способом. И тот и другой способы имеют ряд положительных качеств и ряд недостатков.
Ручной способ. Если подкову изготовляет квалифицированный кузнец с учетом всех особенностей формы копыта и постановки конечностей, если примерка производится на рядом стоящей лошади, тогда приготовленная ручным способом подкова будет правильной, соответствующей форме копыта и механизму его. Неопытность кузнеца, недостаток знания им копыта и большая затрата труда и материала значительно понижают ценность ручного способа изготовления подков.
Механический способ ускоряет процесс производства подков, удешевляет его вследствие экономии в материале и труде и дает правильную подкову. Но изготовленные фабричным способом подковы различаются между собой только размером, но не формой, так что кузнец, принужден исправлять подкову, но ни в коем случае он не должен подгонять копыто к подкове.
Механический способ изготовления подков был введен еще в дореволюционной России, но в то время подковы не имели точно установленных формы, веса и размера. В 1950 г. были утверждены государственные общесоюзные стандарты на подковы, шипы, гвозди (ГОСТ 5408-50; 5409-50; 1217-50).
Подковы для лошадей различного назначения. В зависимости от веса тела, от выполняемой работы, а также от плотности грунта лошадей куют на разные подковы. Различают подковы для верховых, скаковых, беговых, упряжных и ломовых лошадей.
Верховых лошадей лучше ковать на гладкую (туфельную) подкову. Только зимой и осенью изготовляется подкова с двумя задними шипами без зацепного, чтобы лошади не спотыкались. Чтобы зацепная часть подковы не снашивалась быстро, в нее вваривается стальная пластинка.
Скаковых лошадей куют или на гладкую подкову без шипов, или на подкову, имеющую сплошную дорожку. Ширина значительно меньше ширины обыкновенной подковы. Шипы нежелательны, особенно при скачках с препятствиями, чтобы не задевать за барьеры.
Беговых лошадей куют на узкую, тонкую и соответственно легкую подкову. Она изготовляется из стали. Ветви ее соединены перемычкой для увеличения прочности. Беговая подкова снабжается невысокими шипами, летом тупыми, а зимой заостренными. Наружный шип задней подковы несколько отводят назад и наружу для лучшей опоры животного при отталкивании.
Упряжных лошадей куют на подкову с тремя шипами; летом шипы постоянные тупые, а зимой или винтовые, или постоянные, но зацепной и наружный задний - заостренные. Крупных упряжных лошадей куют на широкую и толстую подкову. Летнюю подкову изготовляют с тремя постоянными тупыми шипами, а зимнюю с четырьмя шипами, из которых внутренний задний постоянный и тупой, а прочие - два зацепные и наружный 'задний - винтовые и острые.
Передние копыта крупных тяжеловозных лошадей, работающих по мощенной булыжником мостовой, часто куют на круглую подкову. Она отличается от обыкновенной подковы соединительной пластинкой между концами ее ветвей. Эта пластинка служит местом опоры для стрелки. Ковка на круглую подкову, применяемая для патологических копыт, имеет двоякое назначение: 1) такая подкова более прочна; 2) поперечная пластинка, соединяющая ветви подковы, предохраняет стрелку копыта от ушибов о камни мостовой.
Ковочная кузница и ее оборудование
Устройство кузницы. Правильно устроенная кузница должна иметь два отделения - горновое и манеж.
Горновое отделение - помещение, где изготовляются подковы. Если оно имеет один горн, размеры его 15-18 м2, высота 3 м2, с увеличением числа горнов площадь горнового отделения соответственно увеличивается. Если кузница имеет учебное назначение, то количество горнов устанавливается соответственно числу учеников из расчета один горн для трех человек. Стены горнового отделения каменные, потолок лучше сводчатый или плоский, хорошо заштукатуренный. Пол или земляной хорошо утрамбованный, или выстланный каменными плитами. Освещение или верхнее, или боковое, оно должно быть достаточным. Отношение площади окон к площади пола должно быть не менее 1:8. В горновом отделении необходимо устраивать хорошую вентиляцию. Двери из горнового отделения должны вести в манеж, но не прямо на улицу.
Манеж для ковки лошадей может быть деревянный или кирпичный, пол деревянный, дощатый или торцовый. Площадь манежа рассчитывается соответственно пропускной способности- 12-15 м2 на одну лошадь. Помещение должно быть хорошо освещено. В манеже устраиваются коновязи для лошадей. Здесь же устанавливается употребляемый для ковки неспокойных лошадей фиксирующий станок. Дверь из манежа должна выходить на юг, чтобы разгоряченные работой кузнецы при выходе не подвергались влиянию холодных северных ветров.
Кроме горнового отделения и манежа для ковки, при кузнице должны быть устроены вспомогательные помещения: кладовые для хранения угля, железа, готовых подков, комната для переодевания, умывания и отдыха рабочих, а при учебных кузницах и класс для занятий.
Для выделки подков ручным способом ковочная кузница должна иметь соответствующее оборудование; последнее состоит из инструментов, имеющих определенное назначение, и материалов. Различают инструменты горновые, для выделки подков и ковочные.
Горновые инструменты. Горновые инструменты располагаются на горне; ими поддерживается в порядке огонь.
Горном называется четырехугольной формы очаг, на котором производится нагревание железа и стали для изготовления подков. Горны бывают постоянные и переносные. Первые - обыкновенно кирпичные, а вторые - чугунно-железные. Постоянные горны бывают на один или два огня и имеют три стены, очаг и дымоприемник. Размеры горна с одним огнем - 2 м длины и 1,25 м ширины. Высота очага различна, соответственно росту кузнеца. Высота от площадки очага до дымоприемника 80 см. Длина горна на два огня - 3 ж, ширина и высота те же, что и для горна с одним огнем.
В боковой стенке горна делают отверстие для горновой фурмы. Последнюю изготовляют из тугоплавкого чугуна и вмазывают в стену для предохранения от разрушения. Через отверстие горновой фурмы от меха проходит воздух.
Рядом с горном и снаружи его на особом станке устанавливают раздувательный мех, необходимый для нагнетания воздуха, в присутствии которого происходит лучшее сгорание угля и, следовательно, развивается более высокая температура. В благоустроенных кузницах воздух нагнетают вентилятором ручного действия или электрическим.
Набор горновых инструментов состоит из следующих предметов: 1) лопатки для подкладывания угля, 2) кочерги для заравнивания и собирания в кучу угля, 3) жигала для прочистки отверстия в горновой фурме, 4) метелки для смачивания угля. Лопатка, кочерга и жигало железные произвольного размера.
Инструменты для выделки подков.
1. Наковальня весом от 32 до 86 кг, частью железная, частью стальная. В ней различают тело, полотно, нос и пятку. Полотно несколько возвышается над носом (на 3 см}; в пяточной части его находятся два отверстия- одно круглое, а другое квадратное. Полотно должно быть горизонтальным, ровным, с прямоугольными краями. Наковальню устанавливают на толстой деревянной подставке - тумбе, вкопанной одним концом в землю.
2. Молот большой, или кувалда, весом 4-6 кг, с гладкими ударными поверхностями, наваренными сталью.
3. Ручной молоток, или ручник, весом до 1-2 кг, с ударными поверхностями, наваренными сталью. Одна поверхность гладкая, ровная; другая - выпуклая, выбухтовочная.
4. Зубило прямое, стальное весом до 500 г, с острым краем для отрубания железа.
5. Зубило полукруглое из закаленной стали для отрубания концов подковы.
6. Дорожник из закаленной стали для выбивания гвоздевой дорожки. Рабочую часть делают по величине головки гвоздя, которым будет прибиваться подкова.
7. Стальной пробойник для намечения гвоздевых отверстий в подковах. Острый конец его должен соответствовать гвоздевой головке.
8. Шпилька, или тычок (стальной), для пробивания гвоздевых отверстий. Острие шпильки по форме и размеру должно соответствовать шейке гвоздя.
9. Два метчика (стальные) для винтовой нарезки шиповых отверстий; нарезка метчиков 12,7 и 15,8 мм.
10. Вороток-пластинка с одним или двумя квадратными отверстиями посередине для вставления метчиков при нарезке типовых отверстий.
11. Клещи ручные (железные) длиною 35 см, с прямыми плоскими губками; служат для удержания железа при выделке подковы.
12. Клещи горновые, или закладные (железные), длиною 52 см, тоже с прямыми, но более толстыми губками; служат для закладывания железа в горн.
13. Клещи проварочные (железные), длиною 52 см. Губки их изготовляют в виде жолоба для лучшего держания двух кусков железа при сваривании их вместе.
14. Две оправки (стальные) служат для оправления шиповых отверстий в подковах; по размеру они должны соответствовать диаметру шипового отверстия.
15. Подставка для пробивания гвоздевых отверстий в подкове, заменяющая круглое отверстие в полотне наковальни.
Инструменты для ковки лошадей.
1. Молоток ковочный весом около 400 г, стальной. Имеет гладкую ударную поверхность и раздвоенный плоский загнутый конец для обратного вытягивания гвоздей, если они при вбивании принимают неправильное направление.
2. Клещи ковочные (стальные) длиной около 40 см с загнутыми, хорошо отточенными губками, плотно сходящимися. Они служат для извлечения и перекусывания гвоздей, для оттягивания подковы при расковке, для обкусывания сильно отросшего копытного рога.
3. Рашпиль стальной; длина его около 35 см, ширина 5 см и толщина 1 см. Он имеет две насечки, с одной стороны мелкую, с другой - крупную; употребляется для выравнивания подошвенного края рога при расчистке копыта.
4. Обсечка изготовляется из стали; один конец ее топоровидный для отгибания заклепок гвоздей при снятии старой подковы, а другой в виде тычка, для выбивания гвоздей, застрявших в роговой стенке.
5. Ножи копытные из хорошо закаленной стали. Применяют ножи с односторонним лезвием и с двусторонним, на правую руку и на левую. Полотно ножа изгибается к концу, образуя барашек. Ножи употребляют для расчистки подошвенной поверхности копыт. Точка их должна производиться с одной, вогнутой стороны.
6. Ключ стальной для завинчивания шипов, с одним или двумя квадратными отверстиями. Нередко применяются разводные ключи.
7. Лапа, служащая для удержания подковы при завинчивании и отвинчивании шипов, изготовляется из железа.
8. Клещи пробные (стальные) служат для определения болевых участков в области подошвы, стрелки и роговой стенки.
Материалы для изготовления подков
Для выделки подков необходимы железо, сталь, каменный или древесный уголь, песок и вода.
Железо. Хорошее железо твердо, но гибко, не трескается от пробивания гвоздевых отверстий, не ломается и хорошо сваривается. Качество железа определяют в холодном и горячем виде. Если холодную полосу железа надрубить на третью часть толщины и затем ударами молотка изгибать, то хорошее железо согнется и сломается не сразу, а плохое переломится от первого удара. Цвет излома мягкого железа серебристосерый, матовый. Поверхность излома представляется волокнистой. В горячем виде хорошее мягкое железо под ударом молотка мягко, ковко, не ломается и не трескается. Твердое, хрупкое железо уже от легких ударов может ломаться и давать трещины; поверхность излома его блестящая, с точками черного цвета (примесь чугуна), крупнозернистая. При нагревании часть железа сгорает. Чем больше нагревается и чем нагрев его сильнее, тем больше бывает сгорание. В среднем железо теряет 12,5% своего первоначального веса, т. е. из 100 кг железа приготовляют подков общим весом 87,5 кг. Для изготовления подков обычно употребляют полосовое железо, причем полосы одной толщины, но разной ширины соответственно назначению подковы. Так, для верховых лошадей применяют полосы площадью сечения 12Х22 мм, для упряжных-12Х25 мм и для ломовых- 12Х30 мм.
Сталь. Материал более твердый, чем железо. Она употребляется для изготовления наиболее прочных подков, например для скаковых лошадей, а также для изготовления кузнечных инструментов и для их наваривания. Наиболее употребительны два сорта стали. Сталь литая - очень твердая; она выдерживает нагревание только до темнокрасного цвета. При большом нагревании она портится-становится хрупкой. Сталь простая менее твердая; она выдерживает большое нагревание и хорошо сваривается

Copyright © 2011
КОНЕтоп Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100